Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Сережу любили все

  • Закладки: 
  • Просмотров: 328
  •  
    • 0

Фото: vogazeta.ru


1.11.2022

Ушел Сергей Горбов – психолог, математик, друг. Сережа Горбов – скромный, честный, чистый, лучистый. Сергей Федорович Горбов – подвижник системы развивающего образования, который, вероятно, засмущался бы, услышав о себе такое в силу своей фантастической скромности. Но это – факт.

Сережу любили все – и коллеги, и учителя, и дети. Притом что свои профессиональные принципиальные позиции он отстаивал мягко, интеллигентно, но бескомпромиссно и математически строго. До тех пор, покуда его самого не посещало глубокое сомнение – соразмерное с глубиной мысли.


Усилиями Сергея Горбова «математика по Давыдову» стала одним из самых продуктивных и устремленных в школьную перспективу предметных продвижений системы РО. Сам Василий Васильевич начал отстраивать эту систему в 1959 году на базе московской 91-й школы именно с математики (тогда ни о системе, ни о РО никто не говорил). И завершил свою работу в другой московской школе – школе-лаборатории «Лосиный остров» № 368 математикой. Уже вместе с Сергеем Федоровичем, который после того, как В.В. Давыдов покинул этот мир в 1998 году, продолжил ее и в «Лосином острове», и в 91-й, и в других «РОшных» школах.

Итог: создание и доработка учебников, учебных пособий, рабочих тетрадей по математике с 1-го по 7-й класс. Давыдовско-Горбовская «линейка» (тут надо добавить имена соавторов Г.Г. Микулиной и О.В. Савельевой) – продолжение той самой, большой, которая начиналась в 1959-м, многократно видоизменялась, прирастала «ответвлениями» и так далее. И еще – в 90-х «Лосиный остров» с математикой, несущей в авангарде, первым в Москве совершенно безболезненно перешел с трехлетней «началки» на четырехлетнюю, на территории того же «Острова» РО-математика впервые шагнула из начальной в основную школу. В этом – первостепенная заслуга Сергея Горбова, руками и под непосредственным руководством которого (в школе работали блестящие учителя математики, их высоко ценил В.В. Давыдов) был совершен этот переход и сделан этот шаг.

В.В. Давыдов дружил с отцом Сергея – врачом-психоневрологом и психологом Федором Дмитриевичем Горбовым, одним из первопроходцев космической психологии, который отбирал для полетов и готовил к ним первопроходцев Космоса (Гагарин – его профессиональная рекомендация). А психолог Виктор Александрович Гуружапов, тоже служивший делу РО «по художественной части», тоже рано и неожиданно оставивший нас, как-то провел параллель между космическим проектом Королева и образовательным проектом Давыдова: и тот и другой стремились преодолеть земную гравитацию. Пусть в отношении Давыдова это звучит метафорически, но если человек давно мечтал о Космосе и рвался в него, то в образовании дополнительную «гравитацию», которая сдерживала «полет мысли» (и взрослого, и ребенка), создавала накопленная веками инерция самой его системы. Тут трудно сказать, что было сложнее.

Уже с самого начала В.В. Давыдов поставил задачу амбициозно: «поверить алгеброй» арифметику в лучшем смысле этого слова – научив уже первоклассника решать арифметические задачи алгебраическим способом (так она формулировалась в публикациях начала 1960-х). С.Ф. Горбов, продолжая дело Давыдова, превратил этот способ не только в развивающий, но и развивающийся инструмент мысли в учебной деятельности на всем отрезке ее первенствования в школьных возрастах.

И еще один подарок, который оставил Сергей Горбов не только для тех, кому небезынтересны подходы к развитию мышления как творчества внутри системы РО.


Сереже принадлежит великолепный перевод с английского книги одного из родоначальников гештальт-психологии Макса Вертгеймера «Продуктивное мышление», который он сделал в 1987 году по классическому нью-йоркскому изданию 1945 года. До этого небольшой фрагмент этого фундаментального для психологии ХХ века труда публиковался лишь в «Хрестоматии по психологии мышления», изданной МГУ. С этой книгой по своей значимости вполне сопоставима монография В.В. Давыдова «Виды обобщения в обучении» (1972). К тому же в обеих на математическом материале (в том числе) демонстрируется постигающая и порождающая сила мысли. Что касается Сергея Горбова-переводчика, тут, видимо, не последнюю роль сыграло происхождение. Его дед, отец Федора Дмитриевича, Дмитрий Александрович Горбов был известным литературоведом, который переводил с нескольких языков в диапазоне авторов от Джека Лондона до Карела Чапека.

Благородство происхождения, благородство духа, благородство мысли – все это Сергей Федорович Горбов. Всеми любимый Сережа.

Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Сотворенный кумир - наука. Памяти Сергея Титова
06-01-2021
Сотворенный кумир - наука. Памяти Сергея Титова

Сегодня умер Сережа Титов. Сергей Алексеевич Титов – профессор РГГУ, биолог и психолог. Биопсихолог – в смысле В.А.Вагнера,
Дмитрий Медведев - за отмену пятибалльной системы отметок
05-10-2009
Дмитрий Медведев - за отмену пятибалльной системы

II том сборника "Развивающее образование"
17-05-2004
II том сборника "Развивающее образование"

  • Календарь
  • Архив
«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
Февраль 2023 (3)
Январь 2023 (46)
Декабрь 2022 (65)
Ноябрь 2022 (62)
Октябрь 2022 (55)
Сентябрь 2022 (68)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх