Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Давыдовские чтения: Вышел сборник материалов II международной научно-практической конференции

  • Закладки: 
  • Просмотров: 440
  •  
    • 0


3.11.2022

Увидели свет материалы участников II международной научно-практической конференции «Давыдовские чтения», проходившей на базе МГППУ 12 – 13 сентября 2022 года и посвященной актуальным проблемам и современным тенденциям в области цифровизации образования с позиций концепции учебной деятельности, и шире – теории развивающего обучения.

Одно из ключевых направлений обсуждений на Чтениях, по сути, задал основоположник теории РО В.В. Давыдов еще на заре компьютеризации отечественного образования (1986): «Компьютер, включенный в целостную структуру учебной деятель­ности, служит эффективным средством ее организации и управления, а также средством автоматизированного контроля за ее результата­ми. Он выступает в качестве динамической модели учебных дейст­вий. Овладевая способами работы с ним, учащиеся тем самым выпол­няют соответствующие учебные действия и усваивают открываемое ими определенное понятийное содержание. Учащиеся, действуя с учеб­ным компьютером, преобразовывают и усваивают смоделированное в его конструкции содержание определенной предметной области. При конструировании учебных компьютеров необходимо опираться на понимание структуры тех учебных действий и операций, которые осуще­ствляются человеком в процессе усвоения того или иного понятийного содержания. Благодаря этому компьютер начинает органически входить в систему решения школьниками различных учебных задач. Использование учениками компьютеров способствует развитию у них теоретического мышления, которое в известном смысле можно наз­вать «программистским» или «операторным»; оно позволяет уча­щимся использовать логико-математические средства для програм­мирования и планирования своих познавательных действий».

Расширяет или сужает «цифра» пространство деятельности субъекта и ее перспективу? Так ставится вопрос традиционно, и эта его постановка некорректна.


В цифре заложены все очерченные функционалом средства возможности для «расширения» (expanding, по Ю. Энгештрему). Но если в деятельности не формируется субъектная позиция, – а этого не происходит «по определению», – в ней самой и происходит редукция, «суживание» собственного пространства. Прежде всего, это относится к учебной деятельности – уникальной деятельности по «развитию деятельности» (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов), «деятельности деятельностей», системным новообразованием которой, при соответствующих условиях обучения, становится субъект деятельности.

Это происходит ближе к завершению начальной школы, хотя с самого начала младший школьник должен «примерить» на себя субъектную позицию, осуществить смысловую ориентировку в ней, опробовать те возможности действия, которые реализуемы лишь в субъектной позиции.


Традиционный подход к информатизации образования (по сути – классическая парадигма алгортимизации обучения или программированного обучения в духе 1960-х гг., но на базе новых IT-технологий) лишь воспроизводит ограничения традиционного подхода к обучению. «Цифра» превращается в средство «электронной бюрократизации» обучения, когда основная задача сводится к внешнему контролю его формальных результатов. Развивающей цифровая среда становится лишь благодаря инициированию процесса становления субъекта деятельности, который в дигитальных инструментах находит потенциал управления деятельностью, ее проектирования, конструирования, преобразования внутри различных форм учебной совместности. Это подготавливает трансформацию субъектной позиции – позиции учащегося (в отличие от обучаемого), которая складывается в учебной деятельности младшего школьника в авторскую позицию подростка (по отношению к разным видам деятельности), на базе которой, в свою очередь, формируется полноценная проектно-исследовательская позиция старшеклассника (по отношению к жизни, в целом). Вот далеко не полный перечень проблем и тем, которые обсуждались на Чтениях. Они нашли и свое отражение в сборнике.

Публикацию материалов Чтений предваряет републикация статьи В.В. Давыдова, В.В. Рубцова и А.Г. Крицкого «Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем» (Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 2).

Авторы обосновывают принципиальный тезис: перспектива компьютеризации образования в целом зависит от того, насколько она будет опираться на учебную деятельность школьников и одновременно усиливать ее инструментальный потенциал. Не только цифровая среда обогащает учебную деятельность, но и учебная деятельность наполняет цифровую среду особым содержанием, определяя ее «средообразующий» механизм.


В первом разделе сборника представлена панорама идей и подходов к развитию учебной деятельности младшего школьника с точки зрения оформления его субъектной позиции. Особое внимание уделено тем формам учебной совместности, которые разворачиваются в цифровых и смешанных средах.

Во втором разделе сборника анализируются возможности инициирования подростковой субъектности в цифровом мире. Но при этом обнаруживают себя и различные ограничения и риски - именно в силу особой сензитивности подростка к погружению в этот мир в составе подростковой общности. Конструирование цифровых сред в индивидуальных и коллективных формах медиатворчества, в которых происходит личностное и социальное самоопределение подростков становится одним из приоритетов развивающего образования в подростковой школе.

Цифровой мир немыслим без игр. Но в стихийной практике цифровой геймификации возникает опасность утраты или редукции субъектного начала деятельности – когда «игра играет в игрока», захлестывает его (игрок занимает место играющего так же, как обучаемый – учащегося).


В третьем разделе сборника рассматриваются развивающие формы геймификации деятельности в образовании, где культивируется субъектная позиция обучающихся на разных образовательных уровнях.

Четвертый раздел сборника посвящен теме развития мышления как способности субъекта (и личности) в цифровых средах на различном предметном и метапредметном содержании.

Материалы сборника доступны по ссылке.

Источник

Опубликовано также в авторской колонке Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (20)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх