Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Татьяна Волошко. Цифра и медиадеятельность как орудие интеграции подростка в человеческое сообщество

  • Закладки: 
  • Просмотров: 332
  •  
    • 0

Ребята, занимающиеся медиадеятельностью в московской школе №1798 "Феникс", берут интервью у автора.
Источник фото – телеграм-канал Татьяны Волошко


Опубликовано в кн.: Давыдовские чтения: Сборник тезисов участников II международной научно-практической конференции (12–13 сентября 2022 г.) / Под ред. В.В. Рубцова, А.В. Конокотина – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022

Современные подростки находятся в состоянии постоянного передвижения в смешанной реальности. Границы миров – реального и виртуального – практически стерты. В смешанной реальности порождение собственно реальной сферы жизни может мотивироваться возможностью ее медийного представления. Способы и вариации представлений в виртуальном мире охватывают аудиторию, в десяти, сотни, тысячи раз превосходящую возможную в реальном мире.

При помощи цифры подростки сообщают о чувствах, проблемах и переживаниях. В фокусе их внимания несправедливость, с которой они сталкиваются в школе, дома и во дворе, несоответствие навязанному образцу/эталону, страх за себя и близких, неразделённая любовь, идеи и проекты, которые «обязательно перевернут мир».

Не всегда способы подростковых сообщений понятны взрослым, в виду различия культурных кодов. С другой стороны, именно в этих способах ключ к понимаю подростков. Так, выложенные в сеть детали чего-либо (части тела, аксессуары, «тату», браслеты, глаз с черными стрелками, правая нога в Adidas, стакан с трубочкой, затылок с прямыми или вьющимися волосами и т.д.) – знаки и язык общения. Всё, что хотел сообщить подросток, без подписи понятно его сверстнику. Отсутствие каких-либо публикаций или комментариев к чужим публикациям больше суток – тоже сообщение. В одной реальности подросток натурально кричит, в другой – пишет капслоком. Если подросток ставит точку в сообщении, сообщает, что раздражен, задет, зол, что разговор окончен. Черный квадрат вместо аватарки – «меня для вас нет».

Цифра и медиадеятельность становятся не просто средством, не просто инструментом, а орудием, при помощи которого подросток интегрируется в детско-взрослое сообщество и ищет решение своих проблем. Однако наряду с возможностью быть услышанным, понятым и признанным, существует риск столкновения с критикой, отторжением и даже хейтом, что ведёт за собой фрустрацию потребности во взрослении и ее удовлетворения в фиктивных и негативных формах.

С одной стороны, медиадеятельность можно и нужно рассматривать как современную форму творчества, объектированную в аудивизуальной и прочей продукции на основе новых информационных технологий, которая ориентирована на сетевые сообщества, поскольку она связана с трансляцией общезначимых смыслов, среди которых один из ключевых – смысл самоизменения. Создание и редактирование роликов, подкастов, комиксов, специфического текстового контента и др., чем активно в массе занимаются уже подростки – типичные продукты медиадеятельности. Гораздо более проблематичной является жесткая увязка медиадеятельности с трендами информатизации, дигитализации, представления мира в формате цифровой реальности. Как было сказано выше, медиадеятельность всегда возникает и разворачивается в единой – смешанной реальности, где граница между виртуальным и реальным порой подвижна и размыта.

Медиадеятельность при помощи цифры сигнализирует о психологических проблемах, возникающих в частности в подростковом возрасте. Фрагмент из рассказа девочки Кати: «Её родители ругаются буквально каждый божий день, так что сегодня она накидывает на плечи отцовский китель и сбегает из окна первого этажа затемно. У неё в душе всё переворачивается от непонятной взволнованной радости, когда ей навстречу попадаются бродячие псы и поддатые полуночники. Она пробирается через рощицу, и голые острые ветки сосен царапают ей лодыжки и щёки. Всё саднит». Отрывок комментария Кати в чате класса: «Надоела несправедливость! Этот фильм придумала я, сценарий и диалоги написала я, сняла я, а восхваляют ЕЁ только за то, что она сыграла в нём эпизодическую роль…».

Сами по себе технические средства, включая сверхтехнологические не способны обеспечить взаимопереходов через эту границу, в режиме которых живет мир 21 века. Также не всякое движение в смешанной реальности – творчество. Творчеством оно становится в качестве медиадетельности, где происходит развитие и раскрытие того потенциала, которое не может пройти в обычных видах подростковой деятельности,

Медиадеятельность относится к построению подростками новых форм жизни в смешанной реальности в виде медиапродуктов, через которые подростки осмысливают реальный мир, человеческие отношения и себя в нем. Эта сторона по-прежнему остается в значительной степени скрытой. В своем стихийном виде медиадеятельность, в лучшем случае, поддается контент-анализу. Только спроектировав, сконструировав медиадеятельность вместе с подростками, в том числе, образовательными средствами, взрослые смогут раскрыть ее исторически и психологически закономерный характер, найти в ней новые источники развития человеческого потенциала и межпоколенного общения, а также отчетливее очертить социокультурный и психологический профиль нового типа подростничества. Такая работа предполагает реинтеграцию деятельностного подхода с его культурно-исторической основой.

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2020.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
5. Кудрявцев В.Т. Михайлов Ф.Т. Обращение как культурно-психологический феномен. М., Культурно-историческая психология, 2021.
6. Кудрявцев В.Т. Личностный рост – проблема гуманитарного знания. Педагогический журнал Башкортостана, 2009.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознания. Личность. М., 1975.

Автор: Волошко Татьяна Николаевна – главный редактор электронной газеты «Вести образования, выпускница магистратуры кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ

О сборнике материалов Давыдовских чтений на сайте




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (54)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх