Ребята, занимающиеся медиадеятельностью в московской школе №1798 "Феникс", берут интервью у автора.
Источник фото – телеграм-канал Татьяны Волошко
Опубликовано в кн.:
Давыдовские чтения: Сборник тезисов участников II международной научно-практической конференции (12–13 сентября 2022 г.) / Под ред. В.В. Рубцова, А.В. Конокотина – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022
Современные подростки находятся в состоянии постоянного передвижения в смешанной реальности. Границы миров – реального и виртуального – практически стерты. В смешанной реальности порождение собственно реальной сферы жизни может мотивироваться возможностью ее медийного представления. Способы и вариации представлений в виртуальном мире охватывают аудиторию, в десяти, сотни, тысячи раз превосходящую возможную в реальном мире.
При помощи цифры подростки сообщают о чувствах, проблемах и переживаниях. В фокусе их внимания несправедливость, с которой они сталкиваются в школе, дома и во дворе, несоответствие навязанному образцу/эталону, страх за себя и близких, неразделённая любовь, идеи и проекты, которые «обязательно перевернут мир».
Не всегда способы подростковых сообщений понятны взрослым, в виду различия культурных кодов. С другой стороны, именно в этих способах ключ к понимаю подростков. Так, выложенные в сеть детали чего-либо (части тела, аксессуары, «тату», браслеты, глаз с черными стрелками, правая нога в Adidas, стакан с трубочкой, затылок с прямыми или вьющимися волосами и т.д.) – знаки и язык общения. Всё, что хотел сообщить подросток, без подписи понятно его сверстнику. Отсутствие каких-либо публикаций или комментариев к чужим публикациям больше суток – тоже сообщение. В одной реальности подросток натурально кричит, в другой – пишет капслоком. Если подросток ставит точку в сообщении, сообщает, что раздражен, задет, зол, что разговор окончен. Черный квадрат вместо аватарки – «меня для вас нет».
Цифра и медиадеятельность становятся не просто средством, не просто инструментом, а орудием, при помощи которого подросток интегрируется в детско-взрослое сообщество и ищет решение своих проблем. Однако наряду с возможностью быть услышанным, понятым и признанным, существует риск столкновения с критикой, отторжением и даже хейтом, что ведёт за собой фрустрацию потребности во взрослении и ее удовлетворения в фиктивных и негативных формах.
С одной стороны, медиадеятельность можно и нужно рассматривать как современную форму творчества, объектированную в аудивизуальной и прочей продукции на основе новых информационных технологий, которая ориентирована на сетевые сообщества, поскольку она связана с трансляцией общезначимых смыслов, среди которых один из ключевых – смысл самоизменения. Создание и редактирование роликов, подкастов, комиксов, специфического текстового контента и др., чем активно в массе занимаются уже подростки – типичные продукты медиадеятельности. Гораздо более проблематичной является жесткая увязка медиадеятельности с трендами информатизации, дигитализации, представления мира в формате цифровой реальности. Как было сказано выше, медиадеятельность всегда возникает и разворачивается в единой – смешанной реальности, где граница между виртуальным и реальным порой подвижна и размыта.
Медиадеятельность при помощи цифры сигнализирует о психологических проблемах, возникающих в частности в подростковом возрасте. Фрагмент из рассказа девочки Кати: «Её родители ругаются буквально каждый божий день, так что сегодня она накидывает на плечи отцовский китель и сбегает из окна первого этажа затемно. У неё в душе всё переворачивается от непонятной взволнованной радости, когда ей навстречу попадаются бродячие псы и поддатые полуночники. Она пробирается через рощицу, и голые острые ветки сосен царапают ей лодыжки и щёки. Всё саднит». Отрывок комментария Кати в чате класса: «Надоела несправедливость! Этот фильм придумала я, сценарий и диалоги написала я, сняла я, а восхваляют ЕЁ только за то, что она сыграла в нём эпизодическую роль…».
Сами по себе технические средства, включая сверхтехнологические не способны обеспечить взаимопереходов через эту границу, в режиме которых живет мир 21 века. Также не всякое движение в смешанной реальности – творчество. Творчеством оно становится в качестве медиадетельности, где происходит развитие и раскрытие того потенциала, которое не может пройти в обычных видах подростковой деятельности,
Медиадеятельность относится к построению подростками новых форм жизни в смешанной реальности в виде медиапродуктов, через которые подростки осмысливают реальный мир, человеческие отношения и себя в нем. Эта сторона по-прежнему остается в значительной степени скрытой. В своем стихийном виде медиадеятельность, в лучшем случае, поддается контент-анализу. Только спроектировав, сконструировав медиадеятельность вместе с подростками, в том числе, образовательными средствами, взрослые смогут раскрыть ее исторически и психологически закономерный характер, найти в ней новые источники развития человеческого потенциала и межпоколенного общения, а также отчетливее очертить социокультурный и психологический профиль нового типа подростничества. Такая работа предполагает реинтеграцию деятельностного подхода с его культурно-исторической основой.
Литература 1.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2020.
2.
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
3.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
4.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
5.
Кудрявцев В.Т. Михайлов Ф.Т. Обращение как культурно-психологический феномен. М., Культурно-историческая психология, 2021.
6.
Кудрявцев В.Т. Личностный рост – проблема гуманитарного знания. Педагогический журнал Башкортостана, 2009.
7.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознания. Личность. М., 1975.
Автор: Волошко Татьяна Николаевна – главный редактор электронной газеты «Вести образования, выпускница магистратуры кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» МГППУ
О сборнике материалов Давыдовских чтений на сайте
На развитие сайта