Бессердечный приглашенный профессор украл 5 часов субботы у этих чудесных девушек, магистранток-психологов ЕНУ им. Л.Н.Гумилева. В частности, для того, чтобы поведать им о
двух Ренессансах в истории культуры.
О первом они знали до и без похищения их субботнего времени. О нем пишут в школьных учебниках. Его ключевой мотив общеизвестен - утверждение человека в качестве универсального преобразователя мира. Второй Ренессанс пришелся примерно на первую треть 20 века. Его смыслообразующая идея - преобразование самого человека. Оба Ренессанса протекали в на изломах истории, порой в сверхжестких исторических обстоятельствах, и их не стоит по-школярски романтизировать. Да, в ценностном фокусе Возрождения - Человек в ореоле расцвета наук и искусств, но он же - и на костре на римской Площади Цветов в лице Джордано Бруно. Это период Итальянских войн с вовлечением многих европейских государств, одной из самых длительных междуусобиц - 30-летнего противостояния Алой и Белой Розы в Британии, первоначальной колонизации мира и т.д., и т.п.
История второго Ренессанса теснейшим образом переплетена с Первой мировой войной. Более того: как ни парадоксально, "Серебряный век" русской культуры, все формы т. наз. европейского модернизма, становление психоанализа, революции в физике (рождение квантовой механики и возникновение общей теории относительности) и... идеология Октябрьской революции - феномены одного исторического круга событий. "Над нами варварское небо, и все-таки мы эллины" - напишет в 1918 г. О.Мандельштам. У каждого Ренессанса, как водится, были свои титаны. К титанам второго Ренессанса, несомненно, относился Л.С.Выготский, заявивший о себе в этом статусе уже как автор докторской диссертации "Психология искусства".
Ну, а девушки? А девушки ответили на мой субботний рассказ о титанизме героизмом - не просто высидев 5 часов, но и выносив за это время ряд вопросов, над которыми я бьюсь годами.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта