Ольга Шиян
26.12.2022Детский сад – первое место в социальном становлении ребенка, куда он попадает, вырастая из уютной, но уже слишком тесной ему домашней среды. Задумываясь о том, каким должен быть идеальный детский сад для малыша, родитель сталкивается с широким полем выбора: частный, муниципальный, рядом с домом, с супер-подготовкой к школе, с воспитателем, о котором слагают легенды родители в чатах… В этом материале разбираемся, на что обращать внимание при выборе детского сада.Главный вопросНачнем с основного вопроса, который родителю нужно задать себе: чего он ждет, как представляет себе хороший детский сад?
Часто хорошим считается сад, который обеспечит ребенку успешный школьный старт. У многих родителей развита социальная тревожность относительно будущего детей, поэтому они смотрят на сад, как на место, где ребенок должен подготовиться к школе, чтобы потом обеспечить себе правильную образовательную и жизненную траекторию.
Здесь-то и начинаются заблуждения. Что должно происходить в детском саду для этого самого успешного старта? Многие считают необходимым условием хорошей дошкольной подготовки большое количество занятий с рабочими тетрадями, прописями.
Но это не совсем так. Точнее, совсем не так. Детский сад важен тем, что в нем как раз созревают предпосылки для успешной школьной деятельности: инициативность, умение сотрудничать, мыслить, осознанно следовать правилам, устанавливать причинно-следственные связи, придумывать, развивать воображение. Все эти качества с большей вероятностью возникают не на занятиях, а в работе в малых группах, в свободной деятельности.
В гуманитарной сфере есть такое клише: все или многое зависит от человека. Но когда мы говорим эту фразу, то подразумеваем продолжение: от человека, а не от системы, не от заданных правил. На самом деле, это плохая ситуация, когда все зависит от конкретных людей, потому что важные условия должны быть обеспечены системно.
Такую систему в 2013 году и задал стандарт дошкольного образования – ФГОС. Разрабатывался он ведущими российскими учеными. В нем были отмечены принципиально важные требования к детским садам. Так, в стандарте выделен такой приоритет, как условия для индивидуализации образования. Все исследования начала XX века, еще со Льва Выготского и Джона Дьюи, показали:
чтобы развивались универсальные способности – познавательные, коммуникативные – подходить к разным людям нужно по-разному. К одним и тем же результатам должны вести разные дорожки, в соответствии с особенностями человека.Другой приоритет – способность быть инициативным и выстраивать свою линию, быть способным к самовыражению и самореализации. Выясняется, что люди, которые чутки к себе, понимают собственные потребности, лучше работают. Они в большей степени понимают задачи, которые могут решить, и лучше себя реализуют. Кроме того, и современному производству высокого уровня, где нужна инициатива, требуются специалисты, которые могут действовать гибко и получать удовольствие от работы. Чтобы взрослый мог реализовать себя, уже в детском саду, нужна поддержка индивидуальности, детского «я»: «мне интересно, я хочу, я понимаю, что у меня получается» – такие вещи ребенок уже может осознавать.
Все это действительно важно и соответствует данным современных исследований в области возрастной психологии.
По прошествии девяти лет после принятия стандарта, в дошкольном образовании произошло много изменений, однако нельзя пока сказать, что все детские сады подтянулись и стали работать в соответствии с требованиями этого документа. На сегодняшний день кто-то в большей мере реализует требования стандарта, кто-то в меньшей. И это значит, что у родителей появляется пространство для выбора.
Понятно, что папы и мамы не обязаны оперировать категориями нормативного документа, он в большей степени обращен к педагогам, хотя и является важным для общественности в принципе. Но хорошо, если родители понимают, что есть правила, которые заданы.
Мешать, не мешать, помогатьСейчас мы точно знаем, что от того, как устроена жизнь в дошкольной группе, зависит, как будет развиваться ребенок дальше. В частности, исследования показывают, что хороший детсад оказывает долгосрочный эффект на детское развитие: такие дети лучше учатся в школе, лучше адаптированы в социальном плане, менее тревожны.
Как показали данные знаменитого британского лонгитюда, «эхо» качественного дошкольного образования ощутимо до окончания основной школы. Однако, если ребенок ходил в детский сад низкого качества, такого благотворного влияния не будет.
Три группы детсадовДетские сады условно можно разделить на три большие группы.
В первой
детскому развитию мешают. Происходит это в тех случаях, когда в садике недоброжелательная атмосфера: ребенка ругают, одергивают, стыдят, обвиняют: «Как тебе не стыдно? Как ты мог это сделать? Мальчики никогда не плачут, девочки так не поступают...». Все это – реальная угроза для детского эмоционального развития. Плохо влияет на развитие и слишком структурированная жизнь, когда у детей мало времени на свободную деятельность, они постоянно сидят за столами на занятиях, часто делают что-то по образцу.
Точный процент таких групп я не назову, однако по результатам исследования, которое наша лаборатория проводила в 2016–2017 годах, могу сказать, что их явно становится меньше. Отчасти потому, что современные родители чаще переходят на сторону ребенка и реже говорят воспитателю: «Вы там с моим построже, в ежовых рукавицах его держите». Но садов, где у детей мало времени на свободную деятельность, они много действуют по образцу и погружены в бедную среду, у нас все еще больше, чем хотелось бы.
Вторая группа – это сады, где, скорее,
не мешают развитию. Воспитатель ведет себя с детьми доброжелательно, улыбается при встрече, может приобнять, у детей есть время на свободную деятельность и возможность самовыражения. Но окружающая среда при этом довольно бедная.
Обычно в таких садах все устроено так: завтрак, час-полтора занятия за столами, выполнили задания чаще всего по инструкциям взрослых, потом прогулка. Казалось бы – вот свободная деятельность, бегай, играй. Но на площадке зачастую нет ни игрушек, ни оборудования для развития: горка, пара лопаток, машинка, если кто-то из детей принес. То есть отсутствует оборудование, которое помогает ребенку развивать разные группы мышц, подтягиваться, метать и катать мяч.
В таких детских садах педагоги, даже если доброжелательны, редко задают вопросы, которые стимулируют мышление и воображение. Конечно, дети могут организовать игру из палочек-веточек, если хоть что-то на площадке есть, но вот создавать условия для развитой игры педагоги не умеют – они, скорее, отпускают детей «поиграть», как если бы игра сама по себе не заслуживала развивающих условий.
Отметим, что далеко не всегда дети могут развернуть сложную игру с интересными сюжетами, а ведь именно в такой игре вызревают и субъектность – умение принимать решения, и произвольность – умение управлять своим поведением и фантазия. Такие сады, где детям скорее не мешают, составляют большинство.
Садов третьей группы пока немного, но именно их количество стало увеличиваться после принятия стандарта.
В этих садах остается все хорошее, что было в предыдущей группе: доброжелательная спокойная атмосфера, где детей не торопят, не винят, не стыдят, где они могут поговорить с воспитателем, поделиться с ним чем-то. При этом в садах богатая, насыщенная среда. Например, там столько кубиков, что можно построить небольшой город. А еще много книг. Кстати, национальное исследование показало, что в дошкольных группах нередко бывает мало книг, часто они потертые, некрасивые, далеко не всегда есть энциклопедии, издания, посвященные природным явлениям, технике, а это все ребят интересует.
В группах с высоким качеством все обустроено для детской игры – есть неструктурированные материалы, одежда для переодевания. Взрослый в таких группах
стимулирует детское развитие – создает вызов, подкидывает интересные вопросы, предлагает задания на придумывание чего-то нового и необычного, иногда подключаясь к детской игре, умеет встраиваться, при этом не забирает у детей инициативу.
Такие детские сады есть и среди муниципальных, и среди частных (об этом подробнее поговорим ниже). Приоритетом воспитания в таких садах является детская инициативность, развитие воображения, коммуникации, умения сотрудничать, ориентироваться на другого, мышления, потому что дети в этом возрасте способны решать интересные задачи и любят это. И, конечно, произвольность – как умение управлять собой, следовать правилам и обсуждать их.
Как понять, что детский сад дружелюбен к ребенкуВыбирая детский сад, родители не могут погрузиться в его жизнь, поэтому тут важны внешние проявления, по которым можно понять, будет ли ребенку в этом саду хорошо.
Прежде всего, нужно обратить внимание на контакт воспитателя с ребенком. Как он говорит, задает вопросы, слушает ответы, улыбается, не дергает ли детей – речь идет о рисунке невербального поведения, насколько оно доброжелательное. Важны контакт глаз, способность присесть на уровне ребенка, спросить, как у него настроение, завязать разговор. Если такой контакт есть, то ребенок получит эмоциональное послание, что он хороший, что его видят, что он будет выслушан.
О поддержке индивидуальности в детском саду можно судить по некоторым косвенным признакам. Один из них – детские поделки: то, что дети несут домой и с радостью показывают родителям. Обычно родители смотрят, получилось ли у их ребенка не хуже, чем у соседского, особенно, когда воспитатель выстраивает все поделки на выставку, и там видно, что у одного кособокая бабочка, а у другого – ровная, как в образце. Однако, если вам важно, поддерживают ли в детском саду индивидуальность ребенка, обратите внимание, выставляются ли такие работы, где дети могут реализовать себя, действуя не по образцу, а по своей задумке. Ведь если ребенок постоянно все делает по образцу, откуда у него появится способность реализовать свой замысел? А эта способность как раз и зарождается в дошкольном возрасте.
Еще один косвенный признак поддержки индивидуальности – наличие детских фотографий и рисунков. Когда-то это было целое событие – вызвать фотографа, напечатать снимки. Сейчас это вопрос приоритета, в том числе, профессионального – если в детском саду их нет, значит, педагог не считает это важными. Однако наличие детских фотографий дает ребенку сигнал о том, что к нему относятся внимательно как к личности. Если в группе есть фотографии, на которых дети что-то делают – строят, играют, накрывают на стол – это знак профессионализма взрослого: таким образом он поддерживает детей в их конструктивности и развитии.
Для ребенка принципиально важно быть окруженным свидетельствами своей продуктивности. Если, заходя в группу, мы не можем найти ни одной детской работы, это говорит о том, что взрослый не понимает их ценности для самого ребенка. Поэтому смотрим, есть ли фотографии, детские работы, висят ли они на уровне глаз ребенка, чтобы он мог их увидеть – это важно.
О поддержке индивидуальности отчасти могут рассказать и детские утренники. К сожалению, они стали чуть ли не единственной площадкой встречи детского сада и родителя. По тому, как устроен этот праздник, можно судить, насколько поддерживается детская индивидуальность.
У педагогов нет KPI (прим.ред.: Key Performance Indicator – ключевые показатели эффективности или деятельности), но им хочется показать, что они хорошо работают. Часто бывает так: воспитатель раздал листочки, сказал выучить дома стихи, а потом начинаются утомительные репетиции. Такой праздник превращается в настоящее испытание для детей, он играет функцию, противоположную той, для которой был задуман. Вместо реализации возможностей ребенка, развития его воображения, самостоятельности – результаты дрессуры. Это время, которое украли у игры, самореализации.
Не хочу сказать, что детские праздники, где дети готовят танец или песню, не нужны, но важно, как это делается. Если праздник организуется как развивающее событие, дети могут выступать и как авторы, и как режиссеры, и как декораторы, и мастера по костюмам – если есть акцент на индивидуальность. И все это родители могут увидеть.
Следующий момент – насыщенность среды для игры. Многие продвинутые родители читают Диму Зицера, Людмилу Петрановскую, играют «по Бахотскому» и знают, что игра – это не отдых, а сложная деятельность, в которой зарождаются многие важные для будущей жизни психологические характеристики – субъектность (ребенок говорит: «давай, я сделаю так…», «а что будет, если…»), произвольность, умение следовать правилам, потому что в игре много правил, роль – это тоже правило.
Игра не вырастает просто так, ей нужно время, материалы для костюмов, обстановка, в которой можно из неструктурированных предметов соорудить и парикмахерскую, и космическую станцию, и драконий остров. Взрослые, которые про это немножко понимают, заглянув в группу, могут оценить, как устроено пространство для игры, есть ли там все необходимое для нее.
Порой взрослым трудно оценить насыщенность среды, потому что мы опираемся на свой опыт. Иногда родители, вспоминая свой детский сад, заглядывают в группу и говорят: «О, у вас и кухня есть игрушечная, и парикмахерская, и больница – здорово!» Но важнее, чтобы там были вещи, которые могут превращаться во все и стимулировать игру.
Обратите также внимание на то, находятся ли краски и кисточки в доступе для детей или их выдает воспитатель. Это говорит о том, насколько свободно дети могут пользоваться материалами для художественного творчества.
Родители далеко не всегда считают это важным, многие смотрят на детский сад с точки зрения так называемой подготовки к школе и при этом считают, что подготовит хорошо тот детский сад, где с детьми «занимаются» за партами. Это устаревшие стереотипы. Все исследования показывают, что для того, чтобы ребенок в школе с интересом читал, писал и считал, в детском саду надо заниматься другим: создавать условия для игры, конструирования, экспериментирования. Кстати, в большинстве групп условий для детского экспериментирования вообще нет: например, нет ни песка, ни воды, ни необходимых для исследования приспособлений – хотя бы самых простых. А ведь когда ребенок что-то пересыпает, взвешивает, измеряет – он учится устанавливать причинно-следственные связи, учится счету.
Стоит обратить внимание и на то, есть ли в дошкольной группе детское письмо. Но не в виде прописей или рабочих тетрадей, а в виде надписей, которые делают дети или которые сделаны для детей – подписанные коробки с игрушками, детские записки. На самом деле, дети любят учиться писать и читать, но не в школьных форматах, а в игре, когда взрослый помогает это сделать, показывает, как написать, и дети начинают писать сами. Если мы видим записки, которые пишут дети, календари, сделанные вместе с детьми, где они сами вычеркивают дни – это хороший знак, который показывает, что в этой группе работают на детскую индивидуальность и инициативу, а грамота осваивается в детской деятельности.
Частный или муниципальныйУ нас нет исследования, в котором сравнивалось бы качество частных и муниципальных садов, но, как эксперт могу сказать, что водораздел проходит не по этой линии.
Очевидное преимущество частного сада – небольшие группы, иное соотношение детей и взрослых. Конечно, это хорошо, когда группа не переполнена. Но самое главное, все-таки, не тип собственности, а компетенции педагогов. Сегодня и среди частных, и среди муниципальных садов можно найти такие, в которых детей выслушивают, задают интересные вопросы, создают условия для игры и сотрудничества, а можно найти традиционные занятия, где жизнь жестко структурирована, нет места спонтанности, смеху и исследованиям.
Бывает такое, что воспитатели частных детских садов, объясняя, почему у них так много занятий, почему дети работают по рабочим тетрадям (что не показано в дошкольном возрасте), говорят: этого требуют родители, и раз они платят, то сад должен обеспечить. В этом смысле частные сады зачастую находятся под давлением недостаточно компетентного запроса.
Обвинять родителей не нужно, мы понимаем, что за этим стоит социальная тревожность, родители хотят детям лучшего. Но именно профессионалы должны объяснять, что является для детей лучшим, потому что представления об этом поменялись в последние 40 лет. Соответственно, утверждать, что частный сад гарантированно будет лучше муниципального, нельзя.
Польза «сарафанного радио»
Выбирая детский сад, многие родители читают отзывы в интернете, но я бы советовала ориентироваться на суждения тех, кто близок вам по ценностям. Когда люди говорят, что какой-то сад очень хорош, важно задать вопрос: «А что именно вам нравится?».
Если говорить о ресурсах, где люди оставляют отзывы, то важно понимать, на каких основаниях авторы отзывов делают выбор. Есть те, кто продолжает считать, что с ребенком нужно обходиться строже, чаще сажать за парту. Это может быть семейная история, общая установка, и она может не совпадать с вашей.
Относительно строгости, отметим: ничего плохого в том, чтобы приучать ребенка к порядку нет, но принципиально важно, каким способом это делают в саду. Ощущается ли среда как агрессивная или, наоборот, дружелюбная; предписываются ли правила авторитарно или взрослый обсуждает их вместе с детьми – и тогда вы можете обнаружить на стенах сделанные детьми рисунки с правилами.
Так что, прежде всего, надо разобраться с собственными приоритетами, и тогда уже решить, к кому стоит прислушиваться, а к кому нет.
Шкала ECERS-R – для родителей или для специалистов
Огромный институт университета Северной Каролины проводил сложнейшие исследования надежности, согласованности экспертных оценок и создал уникальную метрику – появился инструмент надежной объективной оценки, который непросто создать в гуманитарной сфере. Это достаточно сложная, семибалльная шкала с четырьмя уровнями, которая включает показатели и индикаторы.
«Семейство» ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale) представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада. Под образовательной средой подразумевается и то, как организовано пространство, и то, как распределено время, и, конечно, характер взаимодействия педагога с детьми. Эксперт проводит в группе три часа, наблюдая за детьми, и видит все нюансы жизни – как проходят занятия, как протекает свободная деятельность, что происходит во время еды, во время сборов на прогулку и на самой прогулке.
Инструмент получил международную известность благодаря своей надежности, он переведен на множество языков. Используя ECERS, наша лаборатория МГПУ в 2016–2017 годах провела национальное исследование оценки качества дошкольного образования, и мы многое узнали про российские детские сады.
Такой инструмент является и обучающим. Он объемный и адресован специалистам по оценке качества, обычному воспитателю трудно его читать, но если он возьмется, то найдет там много интересного – и не только о том, как оценивают его работу, но и что можно делать, чтобы качественно изменить ситуацию и подход.
Стоит ли читать ECERS родителям – сложный вопрос, ведь это профессиональный инструмент. Но для продвинутых мам и пап он может быть полезен для того, чтобы разобраться, каким должен быть современный детсад. Знания лишними не бывают.
Родителям, которые испытывают много волнений по поводу выбора детского сада, важно знать, что, по данным британского исследования, для развития детей огромное значение имеет домашняя образовательная среда – то, насколько часто родители разговаривают с детьми, читают вместе книжки, проводят время хотя бы иногда, приглашают к себе домой других детей. Причем качество такой домашней среды сильнее сказывается на детском развитии, чем профессия родителей, уровень образования или доход. Как говорится в этом исследовании, «то, что родители делают, важнее, чем то, кем они являются».
Добавлю для особенно тревожных родителей, переживающих, что они уделяют слишком мало времени детям из-за работы: для детей важнее качество общения, чем его количество, поэтому получаса в день, проведенных в задушевной беседе над хорошей книжкой, может оказаться вполне достаточно, чтобы установить теплые доверительные отношения и поддержать детскую любознательность.
Все это не умаляет важности поиска хорошего детского сада, но должно снизить тревогу: если в семье есть теплые доверительные отношения, есть опыт совместного чтения и посещения интересных мест, вы уже закладываете важный фундамент развития, даже если в детском саду нет образовательных условий высокого качества.
Но если при всем этом вам удалось найти дошкольную группу, где есть теплая атмосфера, насыщенная среда, много возможностей для игры, мышления и воображения – это замечательно.
Шиян Ольга Александровнадоцент Дирекции образовательных программ МГПУ, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка
Forbes Russia Education
На развитие сайта