Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Программа "по вызову": нарисуем или...?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 242
  •  
    • 0



Анна Якшина
младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ

5.04.2023

ФОП может обернуться точкой роста команды педагогов, если отнестись к ней как к вызову, а не препятствию

Все говорят о ФОП. На ММСО я спросила зал, кто читал Федеральную образовательную программу. Поднялись редкие руки.

В садах мы сейчас чаще всего сталкиваемся с тремя реакциями на ФОП:

1. «Вот я же говорил(а), что мы все правильно делали». От педагогов, придерживающихся традиционного подхода. Они находят там основания продолжать проводить занятия, использовать фронтальные методы
и тому подобное. ФОП как индульгенция, универсальная причина не меняться.

2. «Все пропало! Как же мы теперь?» Такую реакцию я слышу от продвинутых педагогов, «белых ворон». В голосе много печали, что мы не сможем работать в соответствии со своими ценностями. ФОП как катастрофа.

3. «Ничего, все нарисуем в лучшем виде. Нам не привыкать». ФОП как формальность и убийца времени.

Если на бумаге одно, а на практике другое, то это противоречие съедает много сил, практика как бы оправдывается за себя. При том что правда (и наука!) – за живым образованием, ориентированным на развитие универсальных способностей.

Все эти ответы из привычной рамки усталости от контроля, аллергии на навязанные извне требования и дефицита условий для субъектности педагогов в садах.

Когда спрашиваешь, читали ли и читали ли с карандашом? Читали немногие, обсуждали с другими – единицы. Нет времени. При этом есть тревога.

Мы видим большую потребность в диалоге у педагогов. Сегодня воспитатели сформулировали крик души.

– «Мы с детьми больше в диалоге, чем руководство с нами!». Важно обустроить пространство встречи и живого обсуждения, общих смыслов. И здесь есть большой дефицит в старших воспитателях и методистах, способных управлять развитием качества, понимающих ценность развития педагогических команд.

ФОП, конечно, не может стать ориентиром, но и препятствием для практики высокого качества, к счастью, не является.


ФОП – это вызов сообществу, педагогам и их субъектности. Важно:

обсуждать друг с другом ценности (про что мы работаем),

искать аргументы, обосновывать способы (буквально строить мосты между повседневными наблюдениями и детским развитием, делать видимым то сложное, что творится в простом и повседневном),

не считать слова «примерный» и «рекомендуемый» прямой инструкцией,

расколдовывать общие слова и наполнять их смыслом. Что такое игра и какие условия для неё важны?

А инициативность? А субъектность? Полифункциональная среда?

Зачем ребёнку «вести негромкий диалог с игрушкой» и «ходить по дну с открытыми глазами»?

Все нужные слова остались, надо их найти, очистить от шелухи и выстроить аргументацию.

ФОП может обернуться точкой роста команды педагогов, если отнестись к ней как к вызову, а не препятствию. А также точкой роста для диалога исследователей и практиков в поиске аргументов.

Если не просто говорить, а обращаться и расслышать друг друга.

Есть прекрасный текст Ольги Шиян на эту тему.

Имущему дастся. А у нас уже сейчас есть многое.

По теме на сайте:

Программа для чиновников, а не для образования, педагогов и детей

Переход на работу по Федеральной программе дошкольного образования: так ли уж страшна "страшилка"? Отвечают эксперты

ЕОП для дошкольников: министерство просвещения утвердило единую программу дошкольного образования

Единая федеральная программа образования дошкольного возраста доработана, проблемы остались

Федеральная программа или «двойной стандарт»?

"Как катали, так и будут катать". Минпросвещения поручилось за дошкольную программу

Несмотря на критику, в Минпросвещении рекомендовали принять единую программу дошкольного образования

«На игру — пять минут в день». Как новая программа дошкольного образования изменит детские сады

Кукла федеральной программы для дошкольников

Эксперты: федеральная программа дошкольного образования не соответствует ФГОС

Недочеты, недоработки, отсутствие достоинств, – выводы экспертов о проекте Федеральной программы ДО оказались неутешительными

Федеральная образовательная программа дошкольного образования: созрел ли плод для рождения?

Дошкольников будут воспитывать согласно «социокультурным ценностям народа»

www.vogazeta.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Фаллоимитация науки по вызову
16-04-2019
Фаллоимитация науки по вызову

Чем занята российская наука? Разумеется, она не может находиться вдалеке от «планов партии – планов народа». И не только «в
Новости дошкольного образования.  В Швеции готовятся к нехватке дошкольных педагогов
12-02-2011
Новости дошкольного образования. В Швеции

Информация к размышлению
20-03-2005
Информация к размышлению

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (14)
Март 2024 (59)
Февраль 2024 (48)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх