Анна Якшинамладший научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ
5.04.2023ФОП может обернуться точкой роста команды педагогов, если отнестись к ней как к вызову, а не препятствиюВсе говорят о ФОП. На ММСО я спросила зал, кто читал Федеральную образовательную программу. Поднялись редкие руки.
В садах мы сейчас чаще всего сталкиваемся с тремя реакциями на ФОП:
1. «Вот я же говорил(а), что мы все правильно делали». От педагогов, придерживающихся традиционного подхода. Они находят там основания продолжать проводить занятия, использовать фронтальные методы
и тому подобное. ФОП как индульгенция, универсальная причина не меняться.
2. «Все пропало! Как же мы теперь?» Такую реакцию я слышу от продвинутых педагогов, «белых ворон». В голосе много печали, что мы не сможем работать в соответствии со своими ценностями. ФОП как катастрофа.
3. «Ничего, все нарисуем в лучшем виде. Нам не привыкать». ФОП как формальность и убийца времени.
Если на бумаге одно, а на практике другое, то это противоречие съедает много сил, практика как бы оправдывается за себя. При том что правда (и наука!) – за живым образованием, ориентированным на развитие универсальных способностей.
Все эти ответы из привычной рамки усталости от контроля, аллергии на навязанные извне требования и дефицита условий для субъектности педагогов в садах.
Когда спрашиваешь, читали ли и читали ли с карандашом?
Читали немногие, обсуждали с другими – единицы. Нет времени. При этом есть тревога.
Мы видим большую потребность в диалоге у педагогов. Сегодня воспитатели сформулировали крик души.
– «Мы с детьми больше в диалоге, чем руководство с нами!». Важно обустроить пространство встречи и живого обсуждения, общих смыслов. И здесь есть большой дефицит в старших воспитателях и методистах, способных управлять развитием качества, понимающих ценность развития педагогических команд.
ФОП, конечно, не может стать ориентиром, но и препятствием для практики высокого качества, к счастью, не является.
ФОП – это вызов сообществу, педагогам и их субъектности. Важно:
обсуждать друг с другом ценности (про что мы работаем),
искать аргументы, обосновывать способы (буквально строить мосты между повседневными наблюдениями и детским развитием, делать видимым то сложное, что творится в простом и повседневном),
не считать слова «примерный» и «рекомендуемый» прямой инструкцией,
расколдовывать общие слова и наполнять их смыслом. Что такое игра и какие условия для неё важны?
А инициативность? А субъектность? Полифункциональная среда?
Зачем ребёнку «вести негромкий диалог с игрушкой» и «ходить по дну с открытыми глазами»?
Все нужные слова остались, надо их найти, очистить от шелухи и выстроить аргументацию.
ФОП может обернуться точкой роста команды педагогов, если отнестись к ней как к вызову, а не препятствию. А также точкой роста для диалога исследователей и практиков в поиске аргументов.
Если не просто говорить, а обращаться и расслышать друг друга.
Есть прекрасный
текст Ольги Шиян на эту тему.
Имущему дастся. А у нас уже сейчас есть многое.
По теме на сайте:Программа для чиновников, а не для образования, педагогов и детейПереход на работу по Федеральной программе дошкольного образования: так ли уж страшна "страшилка"? Отвечают экспертыЕОП для дошкольников: министерство просвещения утвердило единую программу дошкольного образованияЕдиная федеральная программа образования дошкольного возраста доработана, проблемы осталисьФедеральная программа или «двойной стандарт»?
"Как катали, так и будут катать". Минпросвещения поручилось за дошкольную программуНесмотря на критику, в Минпросвещении рекомендовали принять единую программу дошкольного образования«На игру — пять минут в день». Как новая программа дошкольного образования изменит детские садыКукла федеральной программы для дошкольниковЭксперты: федеральная программа дошкольного образования не соответствует ФГОСНедочеты, недоработки, отсутствие достоинств, – выводы экспертов о проекте Федеральной программы ДО оказались неутешительнымиФедеральная образовательная программа дошкольного образования: созрел ли плод для рождения?
Дошкольников будут воспитывать согласно «социокультурным ценностям народа»www.vogazeta.ru
На развитие сайта