Александр Асмолов
18.04.2023Все устраиваются, когда же начнут жить? (Толстой)
Конечно же, я не хотела никуда ехать. Тем более на очную лекцию. Сейчас любого эксперта можно слушать, сидя в ванной, прогуливаясь в парке, лежа в родной кровати с закрытыми глазами... Но Большакова так строго сказала: приезжай! что я нагладилась-накрасилась, поехала в «Прямую».
Выступал
Александр Асмолов, психолог, педагог, публицист, et cetera, et cetera…
После поймала себя на возвышенном испуге: я же могла его не увидеть!
Асмолов «подарил моему сознанию» несколько опорных мыслей, которые легли в основу нового фундамента моей психики, строящегося в подвижной, топкой среде текущей реальности. Подарил смыслы.
Тот, кто знает, ЗАЧЕМ жить, тот сможет выстоять любое КАК (формула Франкла).
Массы выживают, личности живут.
«Значимый другой» может творить чудеса. Он может изменить вашу психологию и ваши мотивы. Может помочь превратиться в хорошем смысле в барона Мюнхгаузена, который вытащил себя из кризисной ситуации за волосы вместе с конем.
Когда умный человек транслирует свои мысли (и мысли великих ученых) здесь, сейчас и в непосредственной близости - это совсем не то, что по ютюбу. Тут каждое слово попадает не только в мозг. Вернее, тут улавливаешь не только формулу, но и энергию, которой наделяет ее лектор. А наш лектор наделял каждый пункт выступления живительной энергией доброжелательности и желания помочь.
В ситуации кризиса – главное, чтобы у вас был мотив и смысл, ради которого вы живете. Это сильнее страха.
Личность начинается с поступка.
Поступок – это нормальное поведение человека в ситуации кризиса.Есть страх, который пригвоздит и распнет, а есть страх, который ставит задачу на смысл.
То, КАК выступающий себя ведет, что транслирует, так же важно, как то, ЧТО он говорит. Асмолов транслировал искренний интерес к людям в зале («пожалуйста, мне очень важно вас услышать. Расскажите о ваших мотивах прихода сюда. Неверных ответов быть не может, как в методе мозгового штурма») и решимость принести практическую пользу. Все, что он говорил, сопровождалось посылом: мне помогает, возможно, и вам пригодится.
Эту встречу и лекцией сложно назвать. Можно написать «интерактивная», но слово электронное, колючее. И даже «общение» - не то. Александр Григорьевич разговаривал с нами. Насыщая речь максимальным количеством спасительных, вдохновляющих соображений.
Наука умирает, когда в ней появляется монополия на истину.
Каждый человек рожден для поисков смыслов.
Культура и искусство (а именно – театр) это - лучшая психология.
Это же надо так уметь - разговаривать с каждым в зале! Развивать тему лекции, подробно, глубоко и лично отвечая на вопросы слушателей. Нанизывая посылы, цитаты, смыслы на суть каждого вопроса, возвращаясь к нему, обращаясь прямо к человеку, уточняя его имя, профессию, «что он имел ввиду». Практически воплощая тезис Льва Выготского:
«Понимание мысли собеседника без понимания его мотива, того, ради чего высказывается мысль, есть неполное понимание».Психология начинается с понимания мотивов людей, с которыми ты живешь, с которыми ты встречаешься в настоящем и прошлом.
Психология личности начинается с мотивационного анализа.
Помимо знакомства с исключительным интеллектуальным и человеческим содержанием, зрители получили возможность познакомиться с проявлением уходящей культуры общения, построенной на уверенности собеседника, что ты такой же умный, как он. Когда в устах академика обращение «коллега» звучит естественно, а «простите» не выглядит ни сарказмом, ни кокетством.
«Простите, иногда коверкаю слова».
«Простите, волнуюсь», «извините, перебил».
«Сегодня нам надо понять… И когда я говорю «нам», то не отделяю себя от аудитории».
Даже в результате единичного столкновения с таким человеком и таким способом общаться начинаешь лучше к себе относиться, в результате длительного общения - становишься лучше.
Но становится не об кого. Чем дальше, тем больше.
Очень важно знать ценностные координаты - имя времени, чтобы знать, как в нем плыть. Как название реки. Как называют наш век? Какие варианты?
век коммуникаций
век переговоров
антропоценом
век скоростей!
И вот мысль, о которой я бы послушала отдельную лекцию или лучше прочитала бы книгу:
Основа конфликта между людьми чаще всего в том, что они живут в разных скоростях и разных психологических временах.
Еще о временах и скоростях
— Когда вы живете в завтра, вы разбиваетесь о сегодня.
— Вы молоды, если у вас перспективная мотивация. Если вы опрокинуты в прошлое - вы стары. В любом возрасте.
Сильнейшее впечатление на меня произвел рассказ о роли значимого другого, а именно - мужа в жизни женщин с онкологией.
«К психологам обратился хирург Центра на Каширке. Я счастлив, что есть люди, которые не знают, что это за центр, я к ним не принадлежу. Это один из крупнейших центров по онкологии в нашей стране.
Блистательный хирург обратился на факультет психологии МГУ. Он сказал, что делает одну за другой успешные операции, метостазов нет, но женщины все равно в глубокой депрессии, а в палатах множество попыток суицида. Мы провели исследование «Роль значимого другого у женщин с онкологическими заболеваниями и ампутацией грудной железы». И начали работу с людьми, которые называются мужьями».
Асмолов переиначил известное определение, которое дала антрополог Маргарет Мид, исследуя туземцев на Самоа:
«Муж – это биологическая необходимость и социальная случайность.
А вот насколько муж - это случайность? Настолько, насколько он поймет смыслы и мотивы человека, с которым его связала жизнь».
Решающим оказался вопрос, есть ли рядом с женщиной, пережившей рак, тот человек, который скажет: «Ты мне важна. Я всегда буду с тобой, что бы ни происходило».
Главное направление работы сегодня - это не психология помощи, а психология ЗАБОТЫ, психология поддержки.
Большим открытием стал факт, что существует и изучается такое явление как «Ятрогения» – заболевание (или ухудшение состояния), возникшее из-за неосторожного слова врача, слова, которое калечит. Когда врач видит только пациента, но не видит человека.
Врач может сказать: вам надо беречь сердце.
А может сказать: ваше сердце, как мыльный пузырь, стоит сделать резкое движение, и всё!
Что происходит в этом втором случае все мы, боюсь, прекрасно представляем.
Или
В больнице могут сказать:
«Вашему отцу хуже, он в реанимации» (ужас, боль, непредсказуемость).
А могут: «Вашему отцу хуже, он в отделении интенсивной терапии» (значит ему оказывают максимальную помощь).
Чем психологи отличаются от политиков? Психологи ставят эксперименты над людьми только с их согласия.
Для нынешнего ребенка смартфон - это часть его тела. Если отнимают, у ребенка возникают фантомные боли.
У нас в школе много гиперактивных детей потому, что у нас в школе много гиперпассивных учителей, сказал Шалва Амонашвили.
По итогам лекции можно было (и хотелось) составить длиннющую библиографию. И мне заранее грустно и жаль, что я не прочту и доли тех книг, что цитировал Александр Асмолов, причем с упоминанием года и места издания.
Как ему интересно, наверное, просто сидеть и думать с таким-то умом, знаниями, исследовательским опытом, чувствительностью к жизни да еще и с такой библиотекой прямо в голове! Но как интересно будет мне думать те мысли, что он подкинул...
Жить, а не выживать. Фиксация на задаче выживания есть сужение реальности.
Уже давно было ощущение, что я двигаюсь по жизни на моноцикле, хотя и на двухколесном ездить не умею. После встречи с Асмоловым возникло другое: что к тому единственному колесу сзади приделали еще два и можно ехать дальше на устойчивом трехколесном велосипеде.
Спасибо.
Полина Санаева,
писатель, журналист, колумнист, мамаwww.dzen.ru/sanaeva
На развитие сайта