Фото В.К.
Альбер Камю, писатель и участник французского Сопротивления лучше многих знал, о чем говорил: «Быть созданным, чтобы творить, любить и побеждать, - значит быть созданным, чтобы жить в мире. Но война учит все проигрывать и становиться тем, чем мы не были... Мир прекрасен, и вне его нет спасения».
Главный противник в войне - сама война. И искушение принять ее дьявольское «учение», перестав быть, чем был - человеком. У Камю есть другая мысль: война - это страшное одиночество. Война, как гиена, выхватывает слабого и обесчеловечивает его, даже сохранив жизнь. Люди воюют не друг с другом, а с войной. И побеждают не друг друга, а именно войну. В русском языке слово «мир» имеет два основных значения. «Миру - мир, война - войне» - написал Владимир Маяковский.
А это - из фронтового письма будущего классика детской психологии Д.Б.Эльконина своему другу А.Н.Леонтьеву:
Огрубел, стал черств, как сухарь. Много пережил. Многое потерял. …
Война подействовала на меня двойственно. Я почерствел и еще больше замкнулся, а вместе с тем стал человеколюбивее и стал так любить людей, как не любил их раньше. Особенно хороших. … Рад, что ты занят наукой. Она, эта наша наука, очень нужная, необходимая наука. Правда, мы только на поверхности, но это ничего. Психологии я теперь насмотрелся вволю. Особенно много психологии аффектов, страстей, воли, мотивов и совсем-совсем мало психологии интеллекта.
Наши фронтовики - любимые, родные люди, без которых нас не было бы, такими, какими родились и какими стали. Которые сделали все, чтобы наши биографии слились в одной семейную историю. Включая главное, объединившее все семейные истории, подарившее им будущность в слове «Победа».
Василий Фёдорович Кудрявцев Мой дед - Василий Фёдорович Кудрявцев, майор Великой Отечественной, служил в пехоте. 31 год дарил мне трепетнейшую любовь и потрясающую дружбу, чаще называя меня «сынок». Своего сына, моего отца пережил, но когда мы приезжали к нему вдвоем, так оба и ходили у него в «сынках». На фронт пришел практически из «врагов народа» (типичная история). В доносе указывалось, что, будучи районным руководителем, построил в Нерли (Калининская область) больницу на болоте. Незадолго до начала войны пришел новый начальник НКВД, который хорошо знал деда и поспособствовал его освобождению, заодно засадив своего предшественника, посадившего деда. Арест признали незаконным. Поэтому дед ушел воевать в обычную пехоту, а не в штрафбат, что в «лучшем» случае его могло ожидать.
Наградной лист на Василия Фёдоровича Кудрявцева Наградной лист деда. До 2007 г. такие документы были засекречены. Теперь каждый может найти их на сайте
Память народа, узнав о своих родных и близких то, что не успели у них выспросить. А, может, - и порадовав тех, кого еще можно расспросить. Благодарный поклон проделавшим колоссальную, трудоемкую работу по созданию ресурса и его наполнению уникальной документированной памятью.
Портал за год пополнился картами боевого пути. Карты в прошлом году не было, по ней я столько узнал Василии Федоровиче, из которого так трудно было вытянуть воспоминания, хотя общались мы до моего 30-летия, еще и в качестве самых близких друзей. На некоторые вопросы я получил ответы. В частности, почему дед вернулся домой только в 1946 г. О том, что он завершил войну в Китае, куда попал прямиком из освобожденной Чехии, я узнал впервые.
Вот дорожки фронтовые моего деда, а также его награды.
Фронтовые дороги моего деда Фронтовые дороги моего деда Список наград Один их тех многочисленных фронтовиков, благодаря которым мы почти ничего не знаем о войне (не любили вспоминать, особенно, при детях), но знаем многое о мире, который они принесли с фронтов, чтобы мы жили в нем вместе со всеми.
Кулумжан Уразалиевич Уразалиев Победитель Курской битвы Кулумжан Уразалиевич Уразалиев, папа Гульшат. Воевал с октября 1941 по сентябрь 1943 г. Капитан, командир пулеметной роты 383 стрелкового полка, 6 стрелковой дивизии. 18 августа 1943 г. был тяжело ранен под Харьковом (станица Лозовая), где и завершилась для него война. Имел до этого еще 2 легких ранения. Жил и трудился в Уральской области,з атем в г. Джамбуле, где после продолжительной болезни ушел в год 30-летия Победы в Великой Отечественной войне.Мы не были знакомы. Но я знаю и люблю людей, которые улыбаются его улыбкой.
Наградной лист на Кулумжана Уразалиевича В наградном листе Кулумжан Уразалиевич значится как Уразалин. Эту ошибку в документах удалось исправить только после войны.
Ольга Исмаиловна Салимова Разведчица Ольга (Кадрия) Исмаиловна Салимова не дожила до 70-летия Победы чуть более полутора лет. Член-корреспондент РАО, профессор, непревзойденный знаток всемирной истории педагогики, любимая «мама Оля», как мы ее называли с подачи нашего японского друга и коллеги
Эйдзи Камия... Много лет была невидимой (чаще слышимой, по телефону) душой нашей семьи. А, разве, душа видима?
Ольга Исмаиловна с мужем Эвальдом Васильевичем Ильенковым Ольга Исмаиловна с мужем - философским гением XX века Эвальдом Васильевичем Ильенковым. Образованием нашей семьи мы обязаны именно ему. Как и своим философским образованием (в гегелевском смысле этого слова). На встречу друг с другом нас с Гульшат отправила любовь к творчеству Ильенкова, который задолго до этой встречи уже учил нас философии (подробности - чуть ниже).
Эвальд Васильевич Ильенков Артиллерист лейтенант Ильенков дошел со своей пушкой до Берлина.
Профессор Яков Александрович Пономарёв Нельзя не вспомнить замечательного психолога - профессора Якова Александровича Пономарева. Дружбу с ним - «дарственно-наследственная», еще от моего отца Товия Васильевича Кудрявцева. Вы наверняка знаете задачу про четыре точки (девять точек и т.д.), которые надо соединить одной линией. Так вот, она «ушла в народ» из его экспериментов.
С ним было легко и весело. В молодости он, говоря современным языком, «байкерствовал». Мог сесть на мотоцикл и из Москвы доехать до крымского побережья. Да еще писать путевые заметки в виде шаловливых стихов. Ничто не выдавало тяжелейшую судьбу. Фронтовик Яков Александрович прошел плен, откуда вернулся каким-то хитроумным путем через Иран, с утраченной чувствительностью стоп. Как встречали пленных на родине, сейчас хорошо известно. «Претензии» к нему сняли только в 1960 г. А до этого - мытарства с устройством на работу. В лучшем случае это было редакторство. Будучи признанным исследователем, он продолжал скромно трудиться экскурсоводом в Уголке Дурова. Поэтому всегда как-то по-особому чувствительно относился к поздравлениям с Днем Победы. Для него война была темой с «нагрузочной» болью. Однажды мне все объяснил Василий Васильевич Давыдов. От него я и узнал историю про плен и про то, что происходило вслед. Яков Александрович рассказывал мне массу веселейших эпизодов из своей жизни (особенно, в командировках). Но про это – никогда.
Юля и её боевая подруга Люба Ружицкая Девочку-снайпера звали Юля, ей 18 лет (ее боевая подруга Люба Ружицкая, видимо, ненамного старше). Юля ушла на фронт добровольцем. Прошли годы, Юлия Константиновна Жукова стала Главным специалистом Моссовета по образованию. С ней работала и близко дружила моя мама, которой она подарила это фото. Они многое вместе сделали для московского образования. Я хорошо помню Юлию Константиновну - интеллигентную, мудрую, мирную, добрую. Она часто бывала у нас дома в Москве и на даче. Снайперскую винтовку в ее руках представить было невозможно. Но эти нежные руки, которые в детстве иной раз приобнимали меня, принадлежали асу, которого сделала из 18-летней девочки война. И я это знал.
«Война - дело молодых, лекарство против морщин...» Одни молодые его сделали, чтобы другие занимались своим делом и не занимались военным – «без особых причин». Занимались, любили и помнили. Чтобы не морщиниться без дела, любви и памяти. Из-за постоянного перенапряжения лица в прицеле. Из-за внутреннего напряжения от мысли, что кто-то все время целится в тебя. Они приняли всю дозу лекарства, в составе которого содержался смертельный яд, за нас.
Книга воспоминаний Юлии Константиновны «Девушка со снайперской винтовкой» В 2006 г. вышла книга воспоминаний Юлии Константиновны «Девушка со снайперской винтовкой» - этот уникальный историко-биографический документ
доступен в Сети.
В ноябре 2021 г. года Юлии Константиновны не стало.
Юлия Константиновна с внучкой Варварой Лаврентьевой Таков наш полк. Полк, который всегда стоит за нами. Полк, с которым и перед которым стыдно жаловаться на одиночество и проигрывать. Самый сильный полк в мире, мир хранящий. Непобедимый. Он есть у каждого.
Наш полк сделал все, чтобы закатать гадину войны в исторический бетон. Но что-то дало течь. И чем дальше отстоят от нас военные годы, тем мощнее и непробиваемей должен быть защитный слой. Но при этом не менее жизненно необходимо помнить, что означает "думать".
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта