Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Д.Б.Богоявленская. Проблемы методологии развития творчества в практике образования (Об одном из примеров противоречий в современной системе образования)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 384
  •  
    • 0

Диана Борисовна Богоявленкая. Фото: портал PRO одаренность


Внедрение в 90-х годах методологии бихевиоризма в нашу систему образования, на наш взгляд, объясняет наблюдаемую терминологическую путаницу в сознании педагогов. Отношению к термину Дж. Гилфорда «креативность» как к показателю творчества, в отличие от показателя интеллекта, способствует и его перевод на русский язык как «творчество». Отсюда логичен ответ, что творческие способности и креативность — смежные понятия.


В 3-й номере журнала «Культурно-историческая психология» за 2023 г. опубликована статья Д.Б.Богоявленской «Проблемы методологии развития творчества в практике образования (Об одном из примеров противоречий в современной системе образования)».

В статье отражены противоречия, характеризующие современное состояние отечественной системы образования. Считается, что отмена Болонской системы образования позволит способствовать восстановлению прежнего высокого ее уровня. Однако приведенный нами материал опроса передовых учителей указывает на более глубинные причины ее упадка. В первую очередь, следует отметить ориентацию на внедрение в педагогику системы основных показателей развития ребенка, разработанных в доминирующей в Америке концепции бихевиоризма, сводящего развитие познавательного процесса и творчества (креативности) лишь к ассоциативному процессу. Примеры отождествления учителями понятий творчества и креативности (по Дж. Гилфорду) в докладах на ряде конференций и по результатам проведенного автором опроса демонстрируют, что, предполагая более высокую роль в развитии «креативности», чем «творческие способности», педагоги фактически формируют у школьников значимое отношение к этому понятию. Наивно веря в тождественность понятий «творчество» и «креативность», что, к сожалению, усиливает уже сложившаяся традиция и в научном мире, профессиональный педагог фактически противоречит научно обоснованной отечественной методологии как решающего фактора развития российского образования.

Ключевые слова: теория, методология, практика, образование, программа, нестандартное мышление, творческие способности, креативность.

Для цитаты: Богоявленская Д.Б. Проблемы методологии развития творчества в практике образования (Об одном из примеров противоречий в современной системе образования) // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 3. C. 56—63. DOI https://doi.org/10.17759/chp.2023190307

Скачать статью в формате PDF: chp_2023_n3_bogoyavlenskaya.pdf [141,57 Kb] (cкачиваний: 24)
Посмотреть онлайн файл: chp_2023_n3_bogoyavlenskaya.pdf




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Новый выпуск журнала «Культурно-историческая психология»: 2023. Том 19. № 2
27-11-2023
Новый выпуск журнала «Культурно-историческая

Вышел в свет новый выпуск журнала «Культурно-историческая психология»: 2023. Том 19. № 2
5.02.2018 - Доклад Дианы Богоявленской «Психология творчества и одаренности» на заседании дискурс-семинара в МГППУ
04-02-2019
5.02.2018 - Доклад Дианы Богоявленской

5 февраля в 17.00 состоится ДИСКУРС-СЕМИНАР «Психология творчества и одаренности», который проводит Кафедра ЮНЕСКО
Д.Б.Богоявленская. Методология культурно-исторического подхода в исследовании творчества
14-03-2007
Д.Б.Богоявленская. Методология

  • Календарь
  • Архив
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Май 2024 (5)
Апрель 2024 (31)
Март 2024 (61)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх