Иллюстрация: Записные книжки Л. С. Выготского. Избранное / Под общ. редакцией Екатерины Завершневой и Рене ван дер Веера. М.: Канон-плюс, 2017
2024 год - год столетия Культурно-исторической психологии. В 1924 году ее родоначальник Лев Семенович Выготский сделал два дебютных и одновременно программных доклада: 6 января – на 2-м съезде по психоневрологии в Петрограде, 26 ноября – на II Всероссийском съезде социально-правовой охраны несовершеннолетних в Москве, куда был приглашен после петроградского дебюта.
Юбилей культурно-исторической психологии перетекает в 2025 г. 5 ноября 1925 г. Выготскому без защиты диссертации (в связи с болезнью) было присвоено звание старшего научного сотрудника, соответствующее современной степени кандидата наук. Диссертация на тему «Психология искусства» была подготовлена автором. Много лет спустя ученик Выготского Даниил Борисович Эльконин квалифицировал эту работу как программный текст, в котором изложены начала
неклассической – культурно-исторической психологии. Исследование Выготского было оценено в момент своего представления – уже 9 ноября 1925 г. был подписан договор на издание монографии «Психология искусства», но книга увидела свет лишь в 1965 г., а три года спустя, в 1968 г. была переиздана.
Мыслитель, публицист, и поэт Ольга Седакова писала:
Я, пожалуй, не знаю более плодотворного и практического подведения к искусству как человеческому феномену, чем труды Выготского…
В истории вражды других героев пьесы с Гамлетом (и в недоумении «реалистической» критики по поводу его поведения) и можно, вероятно, обнаружить ключ к вечной вражде того, что обыкновенно называется «жизнью», с тем, что называется «искусством». Это вражда завершенного, бывшего, неоспоримо и всеми видимого, очевидного – с возможным, рождающимся и невидимым. Творчество невидимо как будущее. Творчество понимается у Выготского не как один из видов специализированной деятельности человека (изготовление эстетических вещей) – но как общая антропологическая альтернатива человеку, обреченному на собственную наличную данность, на «возможное для него». Это значит: на внутреннюю жизнь, сведенную к рефлексам и реакциям на разнообразные агрессии внешней среды и «ранние травмы». На рост личности, который кончается по существу в раннем детстве.
Тема искусства и тема Выготского – человек возможный. С определенной, едва ли не общепринятой позиции это значит – человек невозможный.
Проблема свободы человека и ее культурного потенциала, развития человека как роста свободы по мере «врастания в культуру» (Л.С. Выготский) - ключевая в культурно-исторической психологии.
Кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства» Московского государственный психолого-педагогический университет в 2024 году проводит
цикл мероприятий, посвященных юбилейной дате – 100-летию основания Культурно-исторической психологии:
29.02.2024, 17:00 (мск)Круглый стол «От психологии игры к психологии учения: научная школа Д.Б. и Б.Д. Элькониных» (регистрация); 8–13 июля 2024Летняя психологическая школа «Культурно-историческая психология: образцы ключевых понятий и эффективных практик» (мероприятие проводится совместно с Армянским государственным педагогическим университетом им. Хачатура Абовяна);
10-11 сентября 2024III Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»;12 сентября 2024Международный круглый стол «Культурно-историческая психология: вчера–сегодня–завтра».Итоговая информация с программами мероприятий будут опубликованы дополнительно. Следите за обновлениями новостей на официальном
сайте МГППУ,
Портале Psyjournals.ru и
сайте Владимира Кудрявцева.
На развитие сайта