В.Т. Кудрявцев
В проектировании и управлении проектами, где бы мы эти ни занимались, ключевые слова - не «цель» и «результат», а их неизбежное рассогласование. Еще в 1807 г. классик немецкой философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель обосновал необходимость, закономерность задуманного и сделанного. Это называется законом рассогласования цели и результата деятельности. В «зазоре» - подвижном - между тем, что мы придумываем и совершаем, живет наш проект. Образование - это вообще «о разрывах» связи времен, идей, людей, который нужно как-то заполнять, причем заново и по-новому. Поэтому сфера образования так естественна и благодатна, но в то же время заманчива и рискованна для проектирования.
Проектная идея – это не замысел наших действий, порядок и содержание которых мы навязываем другим. Это образ условий для наполнения действий индивидуальным смыслом в составе целого коллективного, командного целого, которого еще нет, которому еще только предстоит сложиться. Оно в некотором виде есть только в воображении автора проекта, управленца (они не всегда совпадают в одном лице, но компетенциями друг друга обладать должны). Проектная, управленческая, проектно-управленческая идея – основание для добровольного договора и свободного содействия очень разных людей, которые могут даже не знать друг друга, и уже поэтому начинают искать в проекте нечто общезначимое, объединяющее. В проекте - значит, друг в друге. Вне проекта можно и не найти. А управлять им - значит, сделать так, чтобы «управляться собой» могли все, кто с нами «в проекте», как бы «не замечая» нашего управления. Иногда и того, что они «в проекте». Как дети в хорошей школе не замечают, что их кто-то «развивает», развиваясь, они просто живут. Или это не проект и не управление!
Эффект управления, основанного на проектировании (а не на него его видимости), не в "рогах изобилия" на сиюминутную результативность, а в формировании таких человеческих общностей, которые в результате своей деятельности способны надломить, преобразовать ту общую ситуацию, применительно к которой мы разработали свой частный проект (а он всегда частный, хотя бы потому, что с порога неясно, в каких направлениях проект будет расширяться, чем обогащаться). Школу бессмысленно менять, не изменив урок, точнее, не создав альтернативу классно-урочной системе. Новые "содержание и методы обучения" бесполезно вводить, не наполнив коммуникацию в учебной деятельности смыслом общения и этим придав ей новую предметность. Общение невозможно выстроить иначе, как процесс самоотношения, в котором открывается способность решать и творить то, что было невозможно раньше.
Продуктивные изменения, как показывает опыт, наступят не сразу, а на первых этапах могут вовсе себя никак на обнаруживать. Кстати, и учебную деятельность, субъект которой возникает "по ее результатам", а не до того, как станет эту деятельность выполнять, нельзя подменить просто "активным учением". Отсюда и соблазн бросить все это, и пусть затрубит рог сиюминутного изобилия!
Поле рисков и поле возможностей в проекте всегда совпадают. Часто говорят об «управлении рисками», а надо говорить об «управлении возможностями», превращая одно в другое. Этому мы и будем учиться вместе на наших встречах. - В.Т.Кудрявцев
В феврале-апреле 2024 г. проф. В.Т.Кудрявцев проведет занятия по курсу "Управление проектами в образовании" для магистрантов МГПУ, обучающихся по профилю "Организационно-психологические технологии в профессиональном образовании» (1 курс)."
Даты и время занятий:10.02, 17.02, 24.02, 2.03, 16.03, 23.03, 30.03, 6.04, 13.04
9.00 - 10.20
10.20 – 11.50
Занятия проводятся в формате
онлайн.
На развитие сайта