Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Возвращаясь на Землю. По следам «Охотников на снегу»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 254
  •  
    • 0

Питер Брейгель Старший «Охотники на снегу» («Зима»). Из цикла «Времена года» (1565)


21.10.2024

В третье воскресение октября в нашей стране отмечается День отца. Это и стало поводом для моих воспоминаний-размышлений о моем отце, психологе Товии Васильевиче Кудрявцеве.

Письмо из нашего города

Этим летом читал папино письмо и весенние мамины записки ко мне из дачного архива. Лейтмотив один – скорее увидеться. С мамой мы увидимся в тот же день, вечером (это был день моего рождения), с папой – недели через три. Он уехал в Сочи, первый раз без меня. Точнее – второй. В первый раз он «разведал» этот город, который на 10 лет стал нашим – папиным и моим (мама ездила с нами не всегда). Не тем, который вырос на его месте 10 лет назад к Олимпиаде, бесспорно, более современный и удобный. Прекрасный, но совсем не наш. Он даже не пахнет тем Сочи. Да и папы уже нет 37 лет, а мамы – 30. Скоро забудется тот дух, подышать которым я мечтал все школьные годы.

И тут я вырос, поступил на первый курс. Папа пишет в своем сентябрьском письме:

«Сегодня уже пошла вторая неделя с того дня, как я здесь. Не писал тебе потому, что такая тоска меня обуяла без тебя. Ведь все, буквально все напоминает здесь о тебе, о нашей жизни. Я даже занял твою кровать (как входишь – слева)…

Очень по тебе… скучаю и грущу, что ты как-то отошел от меня. Но я думаю, что это – временно; я ведь не только твой отец, но и друг».


Конечно, мы очень скоро снова «сошлись». Да и не расходились вовсе – просто мне нужно было немножко «освоиться» в своей юности. Отец и сын, лучшие друзья (мама тоже была мне лучшим другом). Учитель и ученик. Позднее – соавторы. Мы даже книжку задумали писать, накидали проспект, передали в «Политиздат» для серии «Над чем думают, о чем спорят философы». Проспект приняли. Работу оборвала папина болезнь и смерть. Тогда до этого было еще далеко.

Воспоминания у человека – лишь «пища для ума»

45 лет назад между нами состоялся разговор. Тогда я, первокурсник, подготовил свой самый первый «авторский» психологический текст, точнее, ребячье сочинение. Это был доклад «Проблема памяти в античной психологии», который мне предстояло сделать на семинаре по истории психологии. Я честно, по-школярски, перелопатил основные источники, и мне показалось, что вник в предмет настолько, насколько мог избрать его темой для дальнейших исследований. С этой своей решимостью и вручил рукопись отцу на предмет прочтения.

Папа внимательно прочитал и произнес: «Память – отличная тема! Хочешь продолжать работать, – хоть завтра позвоню Анатолию Александровичу Смирнову (классик психологии памяти, учитель Т.В.Кудрявцева) и попрошу, чтобы он тебя послушал на предмет возможного руководства. Но вот смотри: ты разбираешь понятие анамнезиса, припоминания у Платона в диалоге «Менон». Там Сократ заводит разговор со случайным мальчишкой, который никогда не изучал наук и не имеет ни малейшего представления о математике, о геометрии. Но Сократ наводит его своими вопросами на мысль, которую выразил Пифагор в своей теореме о соотношение между сторонами прямоугольного треугольника: сумма квадратов длин катетов равна квадрату длины гипотенузы. До встречи с Сократом юноша и слов таких-то не знал, а в беседе сам открыл одно из начал Евклидовой геометрии, а именно – 47-е. О чем это? О памяти?».


Товий Васильевич Кудрявцев


Я знал эту манеру папы вести со мной «интеллектуальные» беседы в духе доброй, но не лишенной коварства провокации, и моя уверенность подспала. Я не очень твердо изрек что-то трафаретное: «О памяти, конечно, но в том виде, как ее понимал Платон, и в этом своем понимании – мистифицировал. Душа юноши, как и душа каждого, когда-то жила в платоновском мире идей, но забыла об этом. Там витала и идея соотношения сторон равностороннего прямоугольника. Душа юноши была с ней знакома без всякого образования. А Сократ со своей маейвтикой просто помог ему вспомнить, актуализировать это знание. Ничего нового юноша не узнал, просто припомнил, что и так знал. Недаром же говорят: «новое – хорошо забытое старое». Пусть и забытое в «другой жизни» души. Мы, по Платону, уже приходим в этот мир с «идеями» из другого, а нам, кажется, что изобретаем колеса. Идея круга, который Платон считал «фигурой прекраснейшей» (потом это докажет Декарт в своей изотермической теореме), просто функционально воспроизводится в каждом колесе, как и идея оси, соединяющих два колеса».

В общем, во всех смыслах у меня выходило, что «все ценное было уже у Платона» (как заметила одна героиня Льюиса Кэрролла, не очень далекая от правды, пусть банальной и скучной), в его мистическом «мире идей». А мы лишь – переоткрыватели этого ценного. Переоткрыватели – не первооткрыватели…

Тут настала очередь отца:

– То есть ты хочешь сказать, что Платон запустил длинную череду «теорий врожденных идей» и прочих априористских конструкций, которые примерно про одно и тоже… Идеи каким-то непостижимым образом где-то (кем-то?) «в-рождаются» в ничего не соображающего человека, а потом в реальной жизни возникает ситуация, когда они «вы-рождаются» обратно, но чтобы принять роды нужна повивальная бабка наподобие Сократа. А человек воспринимает это как рождение новой идеи, хотя все идеи уже носились в виде эйдосов в античном воздухе. Человеку отводится роль суррогатной матери идеи (отец употребил другое выражение, это еще не частило в обиходе). Тут уже и неважно, где и кем идеи «в-рождаются», главное они, уже готовенькие есть. И не наше, прости, собачье дело знать, откуда дровишки! Из какого леса, в котором леший водит, не разберешь как и куда заводит. Но зачем вообще тогда нужна наука, нужны мы?

И в самом деле, получалось, как в мифе, про который запрещено спрашивать: откуда что, когда, где и в связи с чем произошло? Есть – и точка. Во «времени оно» возникло. Никакой истории, никакого развития – и, как следствие, никакой науки не требуется. В эти сюжеты я нырнул гораздо позднее, уже когда работал над докторской. Но уже тогда у меня, юнца-студента, уверенность начала испаряться, а сомнение – нарастать.

Папа продолжал:

– Так вот, юноше не вспоминать нужно было (к тому же о том, что происходило не с ним), а думать! Думать, мыслить, понимать! В форму понимания в «трудных случаях» и облекается припоминание. И в этом ему неоценимую услугу оказал Сократ своими «наводящими вопросами» и соображениями. Об этом ведь Платон, об этом его концепция анамнезиса! О мышлении, которое мы часто принимаем за память. О творчестве! Никакой памяти в чистом виде не существует – разве только машинная, которая память лишь по названию-недоразумению. Не существует, покуда она не вплетена в акт мышления. Об этом уже ассоцианист Эббингауз догадывался, но придал сему феномену статус «частного случая». Даже в жизни говорят: поройся, покопайся в памяти. Поройся – значит, проанализируй, осмысли заново. Воспоминания у человека – лишь «пища для ума». Не разумнее ли память рассматривать как форму работы мысли? Непроизвольное запоминание – это результат или следствие порой весьма тонкого и избирательного анализа. А припоминание того, что запомнили непроизвольно, частенько воспринимается как инсайт. Потом мы ходим и терзаем себя вопросом: не реминисценция ли это? И никто не гарантирован от элементов реминисценции в своих мыслях, идеях, произведениях, творениях. И слава богу – иначе, каждый бы начинал заново изобретать колесо. И развитие цивилизации дальше бы этого индивидуального изобретения не двинулось.

Словом, хочешь всерьез разобраться в теме памяти – изучай мышление и творчество, в их составе найдешь все разгадки загадок памяти. И произвольное запоминание, которую мы порой воспринимаем как изнурительную рутину, – лишь накопительная часть творческого труда мысли. Осознай это, – и у тебя изменится отношение к рутине.


Благодаря этим словам, меня с юности и до сих пор не тяготит рутинная работа, для меня она – составляющая чего-то большего. Запоминаю, чтобы задуматься, может не сразу, может «на потом». Может, ради внезапной радости непроизвольного анамнезиса-реминисценциий-инсайта.

Припоминаю – следовательно, понимаю (пытаюсь понять). А тому, кто не понимает (не пытается), и припомнить нечего.

Понимание, мышление, творчество – тема отца – стала, в итоге, и моей темой безотносительно к проблематике психологии памяти.

И вспоминаю отца в очередной попытке его понять.

На зов охотничьего рога

Так 45 лет назад я, студент, увлекся исследованием темы (проблемы) творчества. Ее подарил мне отец, как выяснилось, вместе с профессией и – простите за пафос – и судьбой. А лет на 7 раньше он подарил мне фильм своего любимого кинорежиссера, на премьеру которого он повел меня, 11-летнего мальчишку. На «Солярис» Тарковского в кинотеатр «Янтарь».


Кадр из к/ф «Солярис»


А сейчас я иду сам. Все иду и иду к отцу, как Крис Кельвин (психолог, между прочим) – в фильме по очень далеким мотивам Станислава Лема, с которым отец был знаком. По следам «Охотников на снегу». По следам воспоминаний о папиных размышлениях.

«Возвращаюсь на Землю», как советовал Кельвину другой герой «Соляриса» Сарториус. К вечным «Охотникам на снегу», где снова и снова «зимний Брейгель творит свои метаморфозы» (это «одностишье» Тани Себар, философа, поэта, музыканта, педагога, моего друга). К никогда не замерзающему ручью. По нему течет жизнь, увлекая за собой водоросли, увлекая – но, не вырывая с корнем. Гениальные кадры оператора Вадима Юсова, который был глазами Тарковского, впрочем, иногда вступавшими в спор с режиссерским видением, всю жизнь передо мной. К Баху (и, конечно, к Эдуарду Артемьеву): ручей по-немецки – bach... Но Бетховен воскликнул: не ручей, а океан ему имя! Океан, Солярис.

И Андрей Тарковский шел всю жизнь к отцу – Арсению. Трудно шел. Они были вместе, но никак не могли сойтись творчески. Даже в «Ивановом детстве» отец усмотрел поэтизацию войны в духе советской идеологии, а для зрителей (включая моего отца) фильм стал откровением. Признать режиссера Тарковского поэт Тарковский смог только в «Андрее Рублеве. А в «Сталкере» усмотрел всего лишь милый и модный сюрреализм.


Сын шел к отцу, но ушел раньше. Так и не дошел? А ведь шел даже во снах, которым придавал значение. Один из них он рассказал отцу: они ходят вокруг большого дерева и по очереди читают стихи. Это стало началом автобиографического «Зеркала», где сын отождествляет себя с отцом. А еще из «Соляриса»: «Нам нужно зеркало» (все тот же Сарториус)… Арсений Александрович десятки раз пересматривал этот фильм, и всякий раз с болью в сердце. Сын все-таки дошел.

Я себя не равняю – просто иду.


Кадр из к/ф «Солярис»


«Охотников» в финальном эпизоде нет, но есть охотничий рог не стене у отца. Он висел с самого начала. Ружье, которое выстрелило в финале. Но как! Иначе, зачем эти «Охотники»? Маленькая картина в Вене – дощечка 117 на 162 см., изображающая, по оценке многих, мироздание, которая не отпускает весь фильм. Ее тысячи раз разбирали на фрагменты и собирали заново. По смыслам. Но можно ли разобрать и собрать мироздание? Или, как точнее говорит, мой коллега-философ Александр Хамидов, миросозидание. Но можно придти к отцу. На зов рога.

Чтобы «возвратиться на Землю». К своему лучшему другу.

Где та Земля? Там, где он.


Питер Брейгель Младший. Копия отцовских «Охотников на снегу». Или не копия?




Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (14)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх