27.12.2024Вышел новый выпуск журнала «Консультативная психология и психотерапия» (2024 № 4), посвященный 100-летию культурно-исторической психологии.В выпуск вошли методологические и эмпирические статьи, а также текст интервью с А.В. Суворовым, ушедшим из жизни в 2024 году.
Рубрика
«Теория и методология» представлена двумя статьями, в которых с позиций культурно-исторической психологии анализируются сложнейшие феномены: первый ¾ связанный с расцветом и ресурсами личности, второй ¾ с тяжелой психической болезнью.
Статья, посвященная игривости, как качеству личности, обладает большим ресурсом для практики воспитания в семье и в обществе. Ее авторы И.А. Рябкова и Н.В. Львова с большой убедительностью описывают феномен игривости, как плод особой культуры общения в семье (общения взрослых с детьми и друг с другом), который сохраняется на протяжении всей жизни, позволяя снижать напряжение кризисов и стрессов. Вторая статья посвящена интенсивному пересмотру в современной науке концепции слуховых галлюцинаций, как ошибочных восприятий, связанных с эндогенным, не имеющим внешних детерминант болезненным процессом. Современные исследования шизофрении убедительно показывают роль травматических событий и негативного жизненного опыта как в возникновении самого психоза, так и в содержании «голосов», которые его сопровождают. Авторы статьи Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. и Жирнова О.В. помогут читателю узнать, какое большое влияние оказали на современные, в том числе зарубежные, теории происхождения слуховых галлюцинаций идеи Л.С. Выготского о внутренней речи.
Рубрику
«Эмпирические исследования» открывает статья Саломатовой О.В., Токарчук Ю.А., Рубцовой О.В. и Хуснутдинова М.Р., посвященная актуальной для современной культурно-исторической ситуации развития молодого поколения проблеме: проблеме игры в XXI цифровом веке.
Две следующие статьи с эмпирическими исследованиями тоже про игру, причем игру, которой прекрасно владел Лев Семенович Выготский, но его идеи о связи психологии с шахматами сохранились только в записных книжках. Саркисян В., Геворкян С., Хачатрян Э., Манукян С. и Мовсисян Н., отдавая дань культурно-исторической психологии и акцентированию роли игровой мотивации в обучении, основываясь на классических работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и других, убедительно показывают, что учебная мотивация на уроках шахмат наиболее успешно формируется у младших школьников посредством обучающих игровых методов. Во второй статье сотрудники Армянского государственного педагогического университета Саркисян В., Манукян С. и Зарецкий Ю. исследуют влияние различных установок на результативность обучения шахматам.
В сферу интересов Л.С. Выготского входило прежде всего обучение детей с различными отклонениями в развитии. Ведь именно поиск обходных путей и новых траекторий развития там, где обычные пути блокированы, давал ему возможность доказать инструментальность строения психики и возможность создания новых инструментов для преодоления природных ограничений. Третья статья рубрики «Эмпирические исследования» (авторы Федосеева А.М., Бабкина Н.В. и Макарова Е.М.) посвящена исследованию навыков детей с ОВЗ, связанных с личной безопасностью, а также различению ситуаций, в которых ребенку требуется помощь взрослых или он может действовать самостоятельно.
Заканчивается номер статьей, которая выходит за пределы темы спецвыпуска. Она является второй частью статьи, начало которой было опубликовано в выпуске № 2/2024. Исследование авторского коллектива ¾ Сергиенко Е.А., Циринг Д.А., Пахомовой Я.Н. и Пономаревой И.В. ¾ посвящено выявлению роли субъективного возраста в системе психологических факторов, влияющих на протекание заболевания у мужчин с раком предстательной железы.
От всей редакции журнала «Консультативная психология и психотерапия» хочется пожелать читателям журнала добрых новостей в Новом году и новых позитивных смыслов для жизни и работы!
Читайте
полный выпуск журнала в свободном доступе на Портале психологических изданий PsyJournals.ru
Портал психологических изданий PsyJournals.ru
На развитие сайта