Изображение: vygotskylibrary.com
Научная значимость журнала состоит в развитии идей культурно-исторической психологии, созданной усилиями научной школы Л.С. Выготского—А.Н. Леонтьева—А.Р. Лурии, в контексте мировой психологической науки и с учетом социокультурных изменений, которые происходят в современном мире. Культурно-историческая психология — детище отечественной науки — нашла приверженцев во всемирном психологическом сообществе: исследования с позиций культурно-исторического подхода проводятся в странах Европы, Северной и Южной Америки, Австралии, Азии, Африки. В целях поддержки этого направления учреждено Международное общество культурно-деятельностных исследований (ISRAT), с которым журнал находится в аффилированных отношениях, выполняя функции информационного обеспечения соответствующих научных поисков. Эти поиски отражены в публикациях журнала, имеющего статус международного издания.
В рамках школы Выготского—Леонтьева—Лурии фактически сложились два подхода в понимании природы психики человека — собственно культурно-исторический и деятельностный. При совпадении по ряду одних позиций между ними имеются различия по другим позициям. Взаимоотношения этих подходов, возможности их взаимообогащения определяют особый контекст обсуждений на страницах журнала.
Внутри культурно-исторической теории и теории деятельности выработан современный язык научной коммуникации, который объединяет не только психологов. Это язык полидисциплинарного общения, который позволяет консолидировать усилия психологов, философов, социологов, культурологов, историков, антропологов, педагогов, дефектологов и других специалистов, изучающих специфику, своеобразие «человеческого в человеке». Площадку для такого общения предоставляет журнал.
В русле культурно-исторического и деятельностного подходов по-особому строятся отношения теории, эксперимента и практики. Способы анализа теоретических проблем одновременно являются и общими способами практических решений (в образовательной, консультационной, терапевтической, коррекционной, реабилитационной и иных сферах), которые реализуются на базе генетико-моделирующего, проектно-конструктивного методов в условиях формирующего, преобразующего эксперимента. С одной стороны, практика приложения психологического знания превращается в источник его порождения, что соответствует методологическим установкам Л.С. Выготского. С другой стороны, психология придает практической деятельности характер исследования. Приоритетом для журнала выступает публикация материалов, демонстрирующих это обстоятельство. Этим определяется его практическая значимость.
Цели журнала- Развитие традиций и расширение исследовательских перспектив культурно-исторической психологии в России и за рубежом.
- Представление всемирной панорамы идей культурно-исторической психологии; сохранение единства и поддержка разнообразия научной школы Л.С. Выготского—А.Н. Леонтьева—А.Р. Лурии.
- Поддержка диалога культурно-исторической подхода и других направлений в отечественной и мировой психологии, а также диалога поколений в рамках культурно-исторического подхода.
- Расширение полидисциплинарного контекста исследований феноменов «человеческого в человеке».
- Интеграция позиций культурно-исторического и деятельностного подходов для решения проблем современной психологии в современном мире.
- Обсуждение философских корней культурно-исторической психологии; актуализация модели научно-теоретического мышления и методологии, которые выработаны в культурно-исторической психологии.
- Демонстрация возможностей и преимуществ проектно-конструктивного метода в психологии.
- Трансляция образцов построения социальных практик на основе культурно-исторического и деятельностного подходов.
- Содействие превращению достижений школы Л.С. Выготского—А.Н. Леонтьева—А.Р. Лурии в содержание психологического образования.
Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников в соответствии с номенклатурой специальностей):
5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки).
5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки).
5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология (психологические науки).
5.3.7. Возрастная психология (психологические науки).
5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (психологические науки).
5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов (философские науки).
5.3.6. Медицинская психология (психологические науки).
Сайт журнала "Культурно-историческая психология" на Портале психологических изданий PsyJournals.ru
На развитие сайта