Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Зыбкое весеннее предчувствие мира во всем мире

  • Закладки: 
  • Просмотров: 253
  •  
    • 0

Картина "Против войны" анонимного британского художника, работающего под псевдонимом "Бэнкси"


31.05.2024

Недавно в России вышла новая книга известного психолога Александра Асмолова «Психология достоинства: Искусство быть человеком». В ней он делится своими мыслями о том, как сохранять достоинство в мире, где конформизм стал нормой жизни. Когда корреспондент «Моста» Евгений Сеньшин обратился к Асмолову с предложением об интервью, тот предпочел ответить монологом – по его выражению, в бабелевском духе. Публикуем текст без купюр, как попросил сам автор.


Александр Григорьевич Асмолов. Фото: Анна Артемьева / «Новая Газета»


Мирофобы и мирофилы на «трамплине Трампа»: антропологическое эссе о дуэли графа Уварова и Петра Чаадаева


Женя! Вы спрашиваете, что чувствуют люди в России. Раз Вы спрашиваете, то я скажу.

Прежде всего, открою редкую тайну: все люди — РАЗНЫЕ! И попытки измерять среднюю температуру в нашем небольшом домике, почтительно величаемом с большой буквы Землей, дело не только гиблое, но и весьма неблагодарное. Как некогда пел о Кассандре Владимир Высоцкий, «ясновидцев, впрочем, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах».

Но, вопреки этому мудрому предупреждению, нас во времена исторической мути и жути так и тянет поспорить с убиенным гением Осипом Мандельштамом, поставившим безошибочный диагноз на все времена: «Мы живем под собою не чуя страны, наши речи за десять шагов не слышны, а где хватит на пол-разговорца, там помянут великого горца…». Судьба Мандельштама, как и Кассандры, хрестоматийно известна. Но все-таки, так и тянет почуять не только Россию, но и разные страны. Особенно тянет проверить наше обоняние, как об этом лучше психологов знают психиатры, нынешней весной. Весна 2025 года — это весна пророчеств, которые лихо вытесняют любые прогнозы. Так именно весной этого 2025 года на всей Земле начался сквозняк. Импульсивно подуло зыбким предчувствием мира.

Планета, как лыжник, оказалось на особом трамплине — «трамплине Трампа». Ну а поступки, как и речи Трампа, непредсказуемы не только для всех, но и для него самого. Особенно, когда кто-то его обижает, а порой и откровенно злит. То Хамас не слушается, то лидер ЮАР сомневается, что у него линчуют белых людей. То Зеленский, наивно уверовав в свое безупречное владение английской мовой, обидит его с сотоварищами под глазастыми камерами аж в его собственном Кабинете, то Путин с обещаниями медлит. А еще Канада не хочет стать полноценным Штатом США, Дания медлит подарить Гренландию, Нетаньяху с Эрдоганом никак Сирию не поделят. Да много еще чего. Как тут на всех не разобидеться.

Но даже на этом переменчивом фоне в мироощущении разных людей разных стран пахнуло запахом мира… Не только люди, но и политики стали медленно менять свой лексикон. Психолингвистика — мудрая, и даже местами почти точная наука. И если совсем недавно в России всех посылали на три заглавных буквы — СВО, а за табуированное слово «война» в изобилии сажали, то внезапно война стала именоваться тем, чем она и была с самого начала — ВОЙНОЙ. И именно весной в лексиконе политиков народился термин «МИР». И не только народился, но и почти перестал быть ненормативным ругательством. Этот слабый призрак мира в сознании и бессознательном людей стал на фоне смертоносных Дроновых Дождей, как и положено призракам, бродить меж всеми охваченными разными катастрофами и травмами странами.

Психолингвистической категорией, почти вытесненной ранее на периферию массового и индивидуального сознания, стало еще одно слово — «ПЕРЕГОВОРЫ». Худо-бедно, переговоры стали не только легендой, но и былью.

На фоне переговоров и неустойчивого запаха мира в самых разных странах еще более контрастно проявилась особая социально-психологическая типология людей: Мирофобы и Мирофилы. Для мирофобов восприятие реальности, да и ментальность в целом, всегда детерминировалась жесткими оппозициями: «черное — белое»; «свои — чужие», «наши — не наши», «верные — неверные». Грустно, что эти мирофобские установки проявились у некоторых юристов на Петербургском юридическом Форуме. Они, как правило, присущи носителям имперской идентичности, которой придерживаются идущего еще со времен Людовика 14 архетипа «государство — это Я». А потому они вдруг сожалеют, что хоть декабристов и нельзя назвать «иноагентами», поскольку они, хоть и не являлись засланными казачками, все равно были «врагами империи» и Порядка. А потому и карать их престало бы с куда большей строгостью, чем не в меру либеральные тогдашние государевы люди — «бенкендорфы» и «аракчеевы».

Я категорически и исторически не согласен с категоризацией этих официальных носителей правопорядка как «наследников Сталина». По историческому счету они придерживаются классической формулы министра просвещения графа Уварова, чей гордый памятник установлен совсем недавно в Санкт-Петербургском государственном университете, — «Самодержавие. Православие. Народность». Это ярчайшая установка имперского сознания живее всех живых. И она отражает идущую сквозь века дуэль между графом Уваровым и Петром Чаадаевым, между приоритетами Системы и приоритетами свободы, чести и достоинства личности. И потому неслучайно носители приоритетов Системы весной 2025 года сетуют на то, что декабристов осудили непозволительно мягко. Но именно бесстрашные декабристы, как это ярко показал классик семиотики культуры Юрий Михайлович Лотман, своим повседневным стилем поведения выражали ценностные установки чести, свободы и достоинства.

Тем не менее, я бы рискнул выступить непрошеным адвокатом наших чиновников. Нечего на чиновников пенять, коли порой своя рожа крива. Короля делает, как известно, свита в самом широком смысле слова. И имперские установки, как и олицетворяющие ностальгию по сильному государству «памятники сталиным и уваровым», ставят прежде всего те мирофобы, которых еще мрачноватый Мережковский назвал «Грядущими Хамами».

Годы идущая люмпенизация населения привела на фоне разных катастроф от раскулачивания до наших дней к тому, что плотность «нынешних хамов» существенно увеличилась. Они живут по описанной известным психоаналитиком Эрихом Фромом формуле «Иметь, а не Быть». Для них конфликт и агрессия — одобряемые Системой «нормы жизни»! И другой такой страны не знаю, которая бы бредила раскулачиванием, холила и лелеяла свой кризис как оправдание жестких стилей управления. А поэтому бессмертен и прогноз Александра Блока: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови, Господи, благослови». И точны слова другого Александра — Александра Галича о нынешних люмпенах: «Он спит, а над ним планеты, немеркнущий звездный эфир; он спит, а его полпреды варганят войну и мир. ... Он всех призовет к ответу, как только проспится он…».

Повторюсь: короля делает свита… И именно свита чует ту страну, где большинство — это наше все, а личность — наше никто. И свита чувствует тот беспредел, при котором взорвется социально-психологический котел — и на поверхность всплывет разная накипь.

Например, люмпенизированный «Царьград» может превратить страну, по Стругацким, — в «Град обреченный»! Вновь повторюсь! Все страны и все люди — Разные. И потому рано хоронить любую страну. И особенно ту, где люди месяцами отстаивают в очередях, чтобы попасть на спектакль «Холопы» в Театр Товстоногова. Страну, где работает великий Лев Додин и ставит «Палату номер 6». Где чтут великих ученых Льва Выготского и Алексея Ухтомского, трех Капиц и Андрея Сахарова! Где праведники, жертвуя собой, выступают против подлого «Театрального дела».

Где перечень «иностранных потомков» декабристов растет не по дням, а по часам. И где, как обещал Пушкину Одоевский, из искры не раз разгоралось пламя. Хотя и не раз это же пламя мутировало в жажду мирового пожара.

А потому прошу: не верьте статистике малых и больших величин в социальном мире неопределенности, сложности и разнообразия. Не только количеством определяется историческая роль соотношения типологии мирофилов и мирофобов в делах людских. На других весах взвешиваются действия Чаадаевых и «Шариковых» (Булгаков)… А потому в Россию, как и писал державник Федор Тютчев, можно только верить. Но одновременно прав и Игорь Губерман: «Давно пора, ебена мать, умом Россию понимать».

Пытаюсь и верить, и понимать, и надеяться, что Россия пройдет по пути от «левиафанизации» — к культуре, о которой мечтал и Булат Окуджава, и мой Учитель, писатель Владимир Тендряков. К культуре Свободы, Чести и Достоинства.

МОСТ.медиа




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Июнь 2025 (25)
Май 2025 (34)
Апрель 2025 (28)
Март 2025 (64)
Февраль 2025 (39)
Январь 2025 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх