Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Г.Т.Базарова. Современный ролевой репертуар ведущего социально–психологического тренинга

  • Закладки: 
  • Просмотров: 263
  •  
    • 0


Опубликовано в сборнике материалы Международной научно- практической конференции «Горизонты социальной психологии: от теории к практике», посвященной 70-летию профессора Т.Ю. Базарова, прошедшей в Ташкенте 24 мая 2025 года. – Ташкент: CHINOR FAYZI BALAND , 2025. С. 194-197.

СОВРЕМЕННЫЙ РОЛЕВОЙ РЕПЕРТУАР ВЕДУЩЕГО СОЦИАЛЬНО
– ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Базарова Гули Тахировна
Канд.псх.наук, Московская школа практической психологии МИП (Россия), Директор


Особенности современной ситуации в обучении и развитии персонала организаций состоит в том, чтобы участники не просто овладевали знаниями и умениями, но и были готовы к любым неожиданностям постоянно изменяющейся внешней среды.

Для этого тренеру мало просто проектировать и сценировать тренинг. Нужно овладевать искусством режиссуры. Давайте разберемся в этом наборе ролей тренера.

В нашем распоряжении имеется целый ряд апробированных средств обучения таких, как мини-лекции; дискуссии; кейсы; учебные кинофильмы; деловые и ролевые игры; симуляции и т.д. По-прежнему выбор конкретного метода определяется целым рядом факторов: спецификой и сферой деятельности компании-заказчика; задачами тренинга (какой метод наиболее эффективно решает поставленную задачу?); «точкой приложения» работы тренера (знания, умения или представления участников); потребностями участников; личными особенностями и предпочтениями участников; личными особенностями и предпочтениями тренера.

Однако, ситуация неопределенности ставит перед нами задачу трансформации имеющихся средств, адаптации их к актуальным ситуациям и, возможно, к подготовке сотрудников к оптимальному решению будущих проблем. Можно ли этого добиться в обучающих процедурах? Если да, то что для этого нужно сделать или предусмотреть?

Начнем с ключевого вопроса: каким образом помочь участникам подняться с уже имеющегося уровня знаний и умений на уровень мастерского владения и применения новых навыков? Чем больше задаём вопросов, касающихся важности тренинга, тем более точную программу создадим.

Что же такое «результат тренинга»? Обычно задаются два вопроса: с чем уйдут участники тренинга? И что это даст компании? Заказчику же всегда рекомендуется спросить самого себя: что для меня будет показателем эффективности тренинга? Необходимо понимать, что планируемый результат для компании и для участников тренинга — разный. Планируемый результат для участников — это освоение новых навыков, технологий и их применение на практике. Планируемый результат для организации — повышение её общей эффективности, улучшение управления, работы команды и отдельных аспектов работы.

Оптимальная ситуация при создании программы — когда тренинг одновременно гарантирует результативность заказчику, полезен участникам и интересен самому тренеру, у которого также своя мотивация. Понятно, что в нынешней ситуации это касается стратегических целей компании, ее видения будущего и тех вызовов, с которыми она столкнется в непосредственной практике. Отсюда часто возникают ситуации, когда руководитель приглашает тренера и говорит, что сотрудникам совершенно точно необходимо обучение, но он не понимает, какое именно. В такой ситуации всегда необходимо понять, к какой ситуации в будущем заказчик хотел бы подготовить своих сотрудников.

При создании тренинга важно эффективно провести переговоры с заказчиком. Наша первоочередная задача — разобраться, что заказчик хочет получить в итоге, поскольку именно результат волнует его больше всего. Один из способов помочь клиенту выявить его потребность относительно результатов тренинга — это задать вопрос: как вы считаете — чему новому должны научиться ваши подчиненные, или как текущее положение дел должно измениться по окончании тренинга? Побуждая людей думать о будущем, вы определяете для себя, каким должно быть начало работы. Основная цель уточнения запроса заказчика — оценить, насколько цели тренинга соответствуют целям организации.

Возможны различные подходы к проектированию тренинга. Вступление, основная часть и завершение, как в любом «произведении» обязательно присутствует во всех тренингах. Для основной части наиболее подходящей, на наш взгляд, является модель Дэвида Колба, которая в настоящее время стала уже современной классикой. Не только потому, что она стала широко распространенной, но и потому, что является весьма эффективной в новой ситуации. Дэвид Колб с соавторами обнаружили, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем внедрения теории в практику, — отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Согласно его представлениям, обучение состоит из тактов с повторяющимися этапами «выполнения» и «мышления». Такты подбираются до тех пор, пока, словно пазл, не сложится ясная и четкая картина тренинга. Выбрав такты, стыкующиеся между собой, тренеру представляется общая картина, которая отвечает на вопрос – получается ли структура тренинга последовательной и логичной? Если структура непоследовательна, то тренер меняет такты местами до тех пор, пока не сложится цельная картина. Но содержание каждого из них – это уже переход к следующему этапу образовательно-развивающего процесса.

Итак, у нас есть контур тренинга, задающий структуру движения группы в направлении собственного развития с учетом подготовки к будущим изменениям. Однако, важно продумать конкретный сценарий этого движения. Более подробно остановимся на следующем этапе создания тренинга — сценировании. В чем же разница между проектированием тренинга и его сценированием?

Проектирование происходит в рамках определенного темпо-ритма: необходимо понимание, где начало тренинга, где его завершение, перерывы, особенности аудитории, расположение участников и т. д. Это план (скелет) и логика тренинга. Сценирование же больше похоже на моделирование. На каждом этапе цикла Колба, мы задаем четыре вопроса:

- какую ситуацию мы возьмем для получения опыта?
- какой вопрос зададим для рефлексии?
- какую теорию разработаем вместе с участниками или предложим?
- какую практику на отработку нового навыка выберем?

Именно ответы на эти вопросы и создают содержание для планируемого развивающего процесса. Также, когда мы говорим о сценировании, имеется в виду способность тренера видеть альтернативные варианты развития ситуации, предвидеть возможные риски. Это проактивность тренера, который на каждый случай имеет ни одно, а несколько альтернативных заданий, упражнений, вопросов, благодаря чему может легко подстроиться под любую ситуацию. Опять же, возвращаясь к метафоре калейдоскопа: как в калейдоскопе, здесь и сейчас можно менять тренинг, чтобы, с одной стороны, сохранялась общая канва, а с другой — чтобы группа получала максимальный результат, на который она сегодня способна, чтобы работала на пределе своих возможностей и максимально развивалась. Это важно при сценировании: предвидение рисков при создании тренинговых упражнений.

В структуре каждого тренинга есть такты по полтора-два часа: первый такт, с которого всё начинается, посвящен знакомству, фиксации ожиданий, определению правил работы на тренинге; второй — до обеденного перерыва; третий — после обеда и до кофе-паузы; четвертый такт — после кофе-паузы. Если тренинг двухдневный, то на второй день, также четыре такта, три из которых, рабочих такта и четвертый, завершающий такт — подведение итогов, обратная связь и вручение сертификатов. Почему важен именно такой дизайн развивающего процесса? Дело в том, что этапы, заложенные в модели Д.Колба, необходимо синхронизировать с тактами групповой динамики, о которой нам известно из основ социальной психологии (например, модель Такмана). Мы понимаем, что динамические процессы в малой группе – это сочетание эмоциональных проявлений участников, их конкретных действий и возможностями самоорганизации.

Эмоциям в существенной степени посвящены первый такт (знакомство, ожидания, правила) и последний (завершение работы, обратная связь и т. д.). Для двухдневного тренинга остается прописать четыре-пять содержательных тактов, каждый из которых направлен на освоение новых знаний, навыков (или умений), которые должны появиться у участников, или новых отношений между сотрудниками или к компании в целом (созданию более комфортной и гармоничной среды в коллективе).

Теперь несколько слов о режиссуре тренинга. Именно в этой части творческая часть личности тренера максимально себя реализовывает, поскольку именно сейчас тренинг «оживает», обретает «душу». У каждого тренера есть свой авторский подход, почерк, «фишечки». Например, разбиение на группы по конфетам, и решает конкретную задачу и добавляет эмоции, а значит, иначе будет проходить процесс усвоения материала. Умение продумать детали каждого упражнения, задания, раздаточного материала и реквизитов, позволяет и добиваться запланированного результата, и создать условия для развития участников, последовательного перехода из «состояния А», в котором они находились, к «состоянию Б», когда они способны действовать в соответствии со своими ожиданиями от тренинга. Стиль, эстетика, подача материала, отношение через внимание к деталям, придает осмысленность деятельности, ценность и меняет отношение к себе, другим и организации.

Таким образом, современные требования к методам обучения и развития персонала, основываясь на классических подходах, должны предусматривать включение в программу ситуативных и креативных аспектов. Это нужно для того, чтобы участники в рамках обучения готовились к встрече с неожиданными изменениями во внешней среде. Тренеру в настоящее время важно в своей работе различать этапы проектирования, сценирования и режиссуры, готовиться к ситуациям групповой активности без готового сценария.

Литература

1. Базаров Т.Ю. Бизнес-образование: развитие организаций или организационное развитие?// Организационная психология, 2013, Т.3, №4. С.98-108.
2. Базарова Г.Т. Теория и практика создания тренинга: конструктор для тренера. М.: Олимп-Бизнес, 2020, 302 с.
3. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во Моск, ун-та. 1982. — 168 с.
4. Практикум по социально-психологическому тренингу. Санкт- Петербург: ИГУП, 1997. 308 с.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх