Марина Сергеевна Рыбакова
В первый день ноября отмечает свой День Рождения психолог, исследователь одаренности Марина Сергеевна Рыбакова. Этот прекрасный старт превращает ноябрь в самый солнечный, теплый, приветливый и вдохновляющий месяц года. С Днем Рождения, Марина!Владимир Кудрявцев
Марина Рыбакова
Про наставничество
По мотивам беседы с В.Т. Кудрявцевым
Так тайна взросления приоткрывается ребёнку через внутрисемейные отношения и через пребывание в различных взрослых коллективах. Одарённому человеку (ребёнку и взрослому) нужен дар в виде учителя или в виде друга. Таланты «размножаются» парами.
Если проследить биографии известных талантливых людей, всегда был кто-то рядом — учитель, друг, муза. Подобное тянется к подобному: одарённость к одарённости. И если родителей не выбирают, то друзей и наставников многим из нас выбрать вполне себе по силам. Тут уже срабатывает так называемое «чувство пути» — своеобразная ориентировка (внутренний компас) на значимые для творчества и творческого развития условия.
Наставничество само по себе является одним из условий такого развития. Тут важно обратить внимание, что суть наставничества не сводится к передаче знаний.
Успешным наставничество становится только тогда, когда воспитаннику удается перенять творческое видение своего наставника, его мышление и подход к работе. При этом сами наставнические отношения могут касаться как узкопрофессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личностного развития.
Конечно, наставник должен не случайно преподавать свой предмет. Здесь играют большую роль не только личный опыт, но умение этот опыт передавать с отрефлексированной позиции. Очень желательно, чтобы передача этого опыта происходила в условиях отречения от необходимости двигаться в формате каких-либо обязательств.
Наставник должен быть человеком, который в любой момент может из учителя превратиться в учёного, из педагога в художника. Он должен быть «заразительным»: вдохновлять как образец мастерства, как
соавтор, как атмосфера, как воздух. Такие наставления помогают видеть смысл и преодолевать сложности, справляться с неопределённостью.
Однако стоит признать, что не всякий одарённый человек способен развить талант в другом. История показывает, что все попытки создавать коллективы только из одарённых специалистов заканчивались провалом. Такие совместные «творческие потуги» обнажали совершенно приземленный мотивационный компонент: попросту говоря, «творцы» начинали выпендриваться друг перед другом, устраивали «толкание локтями», соревнование.
У истинно талантливого человека есть одна отличительная черта — он умеет удивляться, восхищаться талантливыми решениями других людей. Искать в преподаватели, в наставники (да и в друзья) нужно тех, кто сам умеет радоваться за победы своих воспитанников, соратников и даже формальных «конкурентов».
Если в таких отношениях, в таких коллективах человек будет испытывать радость и счастье, испытывать катарсис от пребывания в общности с другими талантливыми людьми, это и есть оптимальный сценарий развития.
Зрелую личность, отказавшуюся от нарциссических мечтаний о своем всеведении, желающую трудиться ради чего она трудится, в первую очередь интересует истинная созидательная активность, а уж потом всё остальное.
PRO одаренность ВКонтакте Добро пожаловать на сайт PRO одаренность, созданный Мариной Рыбаковой! Это просветительский проект для всех, кому небезразлична проблематика детской одаренности.
На развитие сайта