В замечательный праздник представителей той из немногочисленных профессий, на которых держится мир, хочется сказать очень многое. Но в любом случае это труднее будет сделать лучше, чем сделал когда-то крупнейший философ XX столетия Мартин Хайдеггер. Он так характеризовал Миссию Учителя:
«Учить гораздо труднее, чем учиться... а почему учить труднее, чем учиться? Не потому, что тот, кто учит, должен владеть большим объемом информации и всегда держать его наготове. «Учить» значит прежде всего «позволять учиться». В действительности настоящий учитель учит только одному – учению. Поэтому его поведение часто создает впечатление, что мы, собственно, ничему у него не научились, если под «учением» мы подразумеваем приобретение полезной информации. Учитель идет впереди своих учеников только в этом, а именно в том, что он должен усвоить гораздо больше, чем они: он должен научиться позволять им учиться. Учитель должен обладать способностью быть более обучаемым, чем ученики. Учитель гораздо менее уверен в своих обоснованиях, нежели те, кто учится. Если отношение между учителем и тем, что он преподает, является подлинным, то тогда в нем нет места авторитету всезнания или авторитарному правлению должностного лица. В таком случае стать учителем – это возвышенное призвание, которое в чем-то является совершенно иным, чем стать знаменитым профессором.»Эти прямо-таки портрет моей первой учительницы Веры Макаровны Борисовой -педагога от Бога, преподававшей в московской школе № 388. Думаю, что многие вспоминают ее с любовью и нежностью. К счастью, судьба меня сталкивала в дальнейшем с сотнями таких учителей. Всех их, очень разных, я помню поименно, но, к сожалению, не имею возможности назвать каждого.
Я очень хорошо понимаю своего Учителя Василия Васильевича Давыдова, который говорил: "Я, скорее, потрачу время и пойду на урок к учителю, чем на встречу с чиновником". Это он сказал не в обиду чиновнику. Просто Василий Васильевич прекрасно знал цену той учительской Миссии, о которой писал Хайдеггер, и делал все, чтобы она была претворена сполна.
Я поймал себя на том, что никогда не прихожу из школы уставшим. Даже если провожу там большую часть дня. Может быть, не всегда оптимистически окрыленным или умиротворенным, скорее - озадаченным, но никогда - уставшим...
День Учителя для меня - очень семейный праздник. Учительству, а затем управлению образованием, отдала всю свою жизнь моя мама. В начале своего профессионального пути учительствовал мой папа и, как выяснилось, мой дедушка, по роду занятий к школьному преподаванию вообще никакого отношений не имевший... Удивительно, что я не стал педагогом, хотя в итоге вернулся в школу, правда, в ином качестве. Точнее - качествах, поскольку являюсь еще и папой ученика 7 класса.
С праздником! Любви, благоденствия, здоровья. Ваше место в жизни - то самое "Место, Где Свет".
Ваш, надеюсь, коллега
Владимир Кудрявцев,
научный руководитель Школы
с углубленным изучением английского
языка и литературы № 368 "Лосиный остров"
г. Москвы, Школы "Азъ-2" г. Красноармейска
Московской области и др.
На развитие сайта