Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Во втором чтении принят закон о федеральных университетах

Во втором чтении принят закон о федеральных университетах

  • Закладки: 
  • Просмотров: 811
  • печатать
  •  
    • 0

Предостережения Смолина, в том числе о том, что "после принятия этого законопроекта несколько десятков тысяч выпускников следующего года и, совершенно очевидно, несколько сот тысяч, а, может быть, и миллионы молодых людей вообще останутся без права на образование", вновь не подействовали (фрагмент стенограммы), как и мнение образовательного сообщества. В качестве примера - письмо президента и вице-президента Национального союза негосударственных вузов заместителю председателя Государственной Думы Ивану Мельникову:

Члену Комитета Государственной Думы по образованию Мельникову И.И.

Уважаемый Иван Иванович!

Обращаемся к Вам по вопросу, имеющему чрезвычайную важность как для российского образования, так и для социальной ситуации в стране.

Государственная Дума одобрила в первом чтении проект федерального закона № 87129-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов». Но в тексте проекта этого закона содержатся положения, далеко выходящие за рамки обозначенного названия. Видимо, это сделано специально, чтобы не привлекать внимание общественности и избежать серьезного анализа законодателей. Речь идёт об имеющихся в проекте закона новеллах о едином государственном экзамене.

На наш взгляд, ЕГЭ - это пример многочисленных нарушений конституционных прав граждан, что приведёт к правовым противоречиям, лишению немалой части юношей и девушек жизненных перспектив, возможности дальнейшего обучения. Будет спровоцирован рост социальной напряжённости и может породить протестные выступления по типу имеющих место в Греции и Италии. Тем более, что в России в связи с финансово-экономическим кризисом у немалой части людей формируется кризисное сознание, сужаются жизненные возможности. Наиболее подвержены этому процессу всегда и сейчас молодые люди. А государство может усугубить ситуацию, сказав многим молодым людям, что они никогда не смогут поступить в вузы и выбрать профессии по их желанию. Законодательное закрепление пороговых уровней баллов, набранных по ЕГЭ для поступления в любые вузы, навсегда лишит большое количество юношей и девушек права учиться. ЕГЭ станет инструментом социальной сегрегации, поскольку будет делить людей на "умных" и "неумных", "перспективных" и "неперспективных".

Убедительно просим Вас при обсуждении во втором чтении проекта закона № 87129-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» учесть некоторые аргументы правового порядка.

Приём в вузы по результатам ЕГЭ и установление минимального количества баллов, подтверждающих освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, противоречит Конституции и ранее законодательно закрепленной норме об обязательности такого образования, а также «Конвенции о защите прав человека и основных свобод». Так, в статье 43 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на образование». А в международной Конвенции, которая подписана Россией и вступила в силу с 1 ноября 1998 г., отмечается: «никому не может быть отказано в праве на образование». Между тем, обязательность учёта результатов ЕГЭ существенно уменьшит число имеющих право поступить в вузы как за счёт ранее окончивших школу, так и выпускников текущих годов. Ныне право поступать в вузы имеют все имеющие аттестат об окончании средней (полной) школы и окончившие средние профессиональные заведения. Новые же законодательные инициативы об обязательности учёта ЕГЭ при приёме в вузы создают явные препятствия для реализации Конституционных прав значительной части российских граждан и порождают серьёзную правовую коллизию, которая неизбежно приведёт к прецедентам обращения в Конституционный суд РФ и в международные суды. Ведь, с одной стороны, граждане, не сдававшие ЕГЭ или не набравшие необходимый минимальный балл, уже имеют или получат документ об окончании средней (полной) школы, а это само по себе даёт им право продолжить обучение, но с другой стороны, их этого права лишают с помощью установления минимального количества баллов. Если учащийся не освоил программу средней (полной) школы, то в этом случае он должен продолжить свое обучение в её же рамках до освоения программы необходимого уровня и только тогда ему можно выдавать соответствующий документ. А если он получил документ об окончании такого учебного заведения, то из этого логически вытекает, что необходимая программа освоена.

В ст. 43 Конституции РФ записано, что «каждый вправе на конкурсной основе. получать высшее образование». Но ЕГЭ не является формой конкурса. При его обязательном введении нарушается и положение Конституции о конкурсной основе поступления в вузы.

В ст. 44 Основного Закона Российской Федерации записано, что «каждому гарантируется свобода. преподавания». Это означает, что и учитель в средней школе имеет право на определённую свободу в изменении и трактовке своего предмета. Жёсткое и непререкаемое трактование многих неоднозначных тем в ЕГЭ ущемляет и права преподавателя.

В связи с обязательным введением ЕГЭ появляется угроза социального напряжения. Ведь немалая часть выпускников будет лишена права поступать в вузы. При этом в связи с предстоящим увеличением безработицы в кризисный период они не смогут найти и работу. Можно ожидать и нарастания преступности. Недовольство будут высказывать и выпускники прежних лет, желающие поступить учиться в вузы, ведь их хотят заставить сдавать ЕГЭ, а они или учились давно, или обучались по другим программам. И вообще получается, что закон имеет обратную силу. Все эти и другие возникающие правовые и социальные коллизии сегодня не учитываются разработчиками проектов законов, в соответствии с которыми вводится обязательность поступления в вузы через ЕГЭ.

Сам эксперимент по ЕГЭ также проводится с нарушением ст. 21 Конституции РФ, где записано: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». В любом толковом словаре мы прочитаем, что эксперимент - это научный опыт. Между тем, у наших школьников никто на их участие в эксперименте по ЕГЭ согласия не спрашивал и не спрашивает.

Все вышеуказанное является прямым нарушением основополагающих статей российской Конституции. Выступая по поводу 15-летия принятия Конституции Российской Федерации, президент страны Д.А. Медведев подчеркнул, что «государство обязано обеспечивать равенство стартовых возможностей граждан, защищать их социальные права в качестве основных и неотчуждаемых». А ЕГЭ, в том виде как его проводят и намереваются использовать, напрямую ущемляет стартовые возможности молодёжи и социальные права граждан.

Не учитываются и более общие вопросы социальной справедливости, а также социально-психологические аспекты всеобщей ЕГЭзации. Ведь у молодых людей отнимается шанс проявить себя. Далеко не все люди раскрываются к 17 годам. Специалисты подсчитали, что примерно у каждого пятого человека таланты и склонности к учёбе открываются годам к 20, а у некоторых даже к 30 годам. Можно привести немало примеров, когда выдающиеся люди плохо учились в школе. Так, А.Н. Толстой при поступлении в Казанский университет не смог назвать ни одного французского города, кроме Парижа. Уинстон Черчилль и Луи Пастер учились в школе ниже среднего, Альберт Эйнштейн преуспевал лишь по математике. Учёные США выявили, что между успеваемостью в школе, освоением профессии в вузах нет прямой связи, а в жизни вообще чаще преуспевают школьные "середняки". И вообще никто не доказал, что ЕГЭ может быть адекватным мерилом знаний, а тем более способностей выпускников школ. Поэтому попытка с помощью ЕГЭ лишить права поступить в вуз немалую часть молодёжи является социально несправедливой и опасной, поскольку создаёт тупиковую ситуацию для развития большого числа юношей и девушек. Рано или поздно это может вылиться в протестные выступления молодёжи.

Резко увеличиваются масштабы и размеры взяток, связанных с прохождением ЕГЭ и поступлением в вузы. Ведь ранее взятки давали и брали для поступления в некоторые знаменитые вузы, а в другие абитуриент мог поступить относительно просто. Введение минимального количества баллов ЕГЭ предполагает, что определённая часть выпускников в случае его недостижения вообще и навсегда лишается возможности поступить в любой вуз. Цена хороших показателей единого экзамена приобретет чрезвычайную важность для большинства выпускников школ. Поэтому стимулы к решению вопроса через взятки значительно возрастают. Наивно думать, что система приёма ЕГЭ с помощью компьютеров, специальных программ и проверок страхует от взяток и обмана. Но наш народ столь находчив, что обманет любую компьютерную систему. Тем более, когда цена вопроса велика. Возрастёт коррупция и в самих вузах.

Абсолютизация ЕГЭ будет догматизировать и примитизировать учебный процесс в школе, сводить его к элементарному натаскиванию. Подходы, которые заложены в ЕГЭ, направлены на формирование примитивного, одномерного, двухцветного мышления по типу: белое-чёрное, круглое-квадратное, да-нет. Они являются антиподами неоднозначности, диалектичности, сомнениям и поиску, которые составляют суть творческого мышления. Все эти качества не даются человеку от рождения, а формируются в процессе образования и самообразования. И решающую роль в этом процессе призвана играть именно школа. А если её деятельность будет в основном подчинена натаскиванию на ЕГЭ (к этому всё идёт), то на выходе из школы мы будем получать, в основном, не личностей, способных к творческому мышлению, а индивидов, подготовленных к выдаче заранее определённых, как правило, упрощённых ответов, которых от него ждут. Выпускники школы будут подогнаны под жёсткий шаблон. Между тем, прогресс, развитие общества и успешная жизнь людей в XXI в. предполагают развитие именно творческих подходов, самостоятельность и инициативность.

На наш взгляд, указанные аргументы требуют серьёзного и непредвзятого анализа. Есть и другие соображения, которые говорят о том, что от обязательного введения и установления «пороговых» баллов по ЕГЭ будет больше вреда, чем пользы.

Предлагаем:

1. Изъять из проекта Федерального Закона № 87129-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов» все положения, касающиеся единого государственного экзамена (статьи 10, 11, 16 и др.).

2. Провести всестороннюю экспертизу последствий столь радикальных и противоречивых действий, в том числе и на предмет правовых коллизий, социальных последствий, коррупционной составляющей с привлечением широкого круга специалистов. Необходима максимальная публичность обсуждений всех этих действий.

Нельзя не понимать, что введение ЕГЭ кардинально повлияет на судьбы миллионов молодых людей, направление движения российского образования и всего общества.

Президент Национального союза негосударственных вузов, Союза негосударственных вузов г. Москвы и Московской области, ректор Московского гуманитарного университета, профессор И.М. Ильинский

Вице-президент Национального союза негосударственных вузов, ректор Национального института бизнеса, профессор С.И. Плаксий

www.smolin.ru

По теме на сайте и окрест:

Кампания под лозунгом «…Плюс ЕГЭизация всей страны» в «минусах» (новостная рассылка Владимира Кудрявцева)

Двойка за ЕГЭ - взрослым или детям?

Владимир Кудрявцев. ЕГЭ: образ темного царства в мутном зеркале (заметки на полях "круглого стола" в Госдуме)

Больное место из трех букв, или ПерлЕГЭгогика

ЕГЭ: быть. не быть. быть, но каким?       


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Совет Федерации требует освободить от ЕГЭ всех выпускников прошлых лет
25-04-2009
Совет Федерации

 ЕГЭ должен стать добровольным! Обращение к президенту, председателю правительства, Федеральному Собранию и образовательному сообществу
23-04-2009
ЕГЭ должен стать

Думой принят один из самых антисоциальных законов (продолжение темы)
16-01-2009
Думой принят один

ЕГЭ провоцирует новый виток социальной напряженности
20-11-2008
ЕГЭ провоцирует

Чем грозит российской системе образования ЕГЭ?
13-10-2008
Чем грозит

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (28)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх