Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » PISA: хуже только в Африке

PISA: хуже только в Африке

  • Закладки: 
  • Просмотров: 951
  • печатать
  •  
    • 0

Образовательный рейтинг, по версии международного исследования: Хуже нас только Африка?


Накануне Нового года были обнародованы результаты международного исследования PISA-2009, по которому российские школьники оказались, мягко говоря, далеко не самыми умными и грамотными по сравнению со сверстниками из других стран.


Российское образование - самое лучшее в мире. А в западных школах дети-то и считать толком не умеют. Знакомые фразы, не так ли? Их не перестают повторять как мантры и учителя, и ректоры ведущих вузов, и чиновники. А что на самом деле? Результаты международного тестирования PISA для стран, входящих в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), показали, что наша страна сегодня - в хвосте. Лучше нас учатся не только в Европе, но и в странах Восточной Азии.  


ПЕРВЫЕ С КОНЦА.


PISA хоть и тест, но проверяет не знание формул, как наш родной ЕГЭ, а способность детей использовать приобретенные в школе знания в реальной жизни. Недостаточно заучить формулу и механически решать задачки. Например, надо  уметь выбрать из тарифов мобильной связи наиболее подходящий.


Тесты PISA проверяют школьников по трем направлениям: читательская, математическая и естественно-научная грамотность. Конечно, когда не первый год ездишь по школам и видишь, как там сегодня живут,  удивить меня чем-то сложно. Но эти результаты поразили. Наша страна самая читающая в мире? Ага. По данным тестов по читательской грамотности Россия заняла «почетное» 41 - 43-е место из 65. Рядом с нами в рейтинге ОАЭ и Чили. Нет-нет,  читать, и не только по слогам, наши детки умеют. Но вот проблема: не понимают прочитанного. Как рассказали в Российской академии образования (РАО), школьники отечественного производства не смогли правильно использовать информацию из только что прочитанной газетной статьи. Да что газетная заметка - пятнадцатилетние школьники не разобрались в расписании поездов! Педагоги говорят:  ребята не смогли выделить главное, отбросить второстепенное, переварить и дать оценку.


На таких же отстающих местах наши школьники по математической и по естественно-научной грамотности. Не могут большинство старшеклассников ответить на вопросы, требующие элементарных жизненных рассуждений вроде: «Если 40% населения - старше 60 лет, может ли средний возраст населения быть 30 лет?» «Как могут одновременно расти доход на душу населения и падать семейные доходы?»


- Тестирование показало, что в нашей стране учеников, получивших крайне низкие баллы, на треть больше, чем в развитых странах, - подводит итоги вице-президент РАО Виктор Болотов. -  А одаренных детей ровно на треть меньше.


ГУБИТЕЛЬНАЯ УНИФИКАЦИЯ


PISA в итоге отвечает на два вопроса: каково состояние образования в стране и что изменилось за прошедшее десятилетие. Сороковое место наглядно развенчивает мифы о качестве обучения в школах. Так что же все-таки не так? Вроде и учителя хорошие есть, и грамотные учебники написаны, и в школах современное оборудование заводят. Может быть, дело в самих детях?  


Нет. Просто задачи у PISA совсем не те, которые ставит наша школьная программа. У нас - ясно сформулированное условие, и четко заданный алгоритм  как и где применить формулу. А в тестах PISA надо из жизненной ситуации с большим набором данных отобрать те, которые нужны для решения, и только потом искать ответ. Задачки из российских учебников напоминают детское яблочное пюре - положил в рот и отправил в желудок. А в PISA - свежее яблоко, которое надо сначала откусить и прожевать.


С учителями тоже все непросто. Педагоги не стараются учить думать над условием, над текстом. Они верят в единственную и непоколебимую правду учебника - все, что нужно знать школьнику, написано в нем. За рассуждения «не по теме» ученик-бузотер может быть и вовсе удален из класса.  


- У нас один ЕГЭ для всех детей без разделения на базовый и профильный уровни. Один на всех детей стандарт. Одна программа. Будущие поэты и художники все равно учат интегралы. А как? Никого не интересует, - считает Болотов. - И в этом главная причина провала России на международном тестировании. С нашей дурной унификацией всех и вся мы идем по провальному пути. Мы и одаренных, и отстающих детей запихиваем под один каток. Именно поэтому необходимо вводить разный уровень экзаменов - это один из основных уроков PISA.


ДОГНАТЬ ПАРОВОЗ


В лидерах PISA-2009 - Китай, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Канада. При этом в сравнении с последним исследованием PISA-2006 результаты Южной Кореи подросли на 30 баллов, Германия, проведя реформу образования,  существенно сократила разрыв между хорошо и слабо подготовленными детьми. Польша, которая в 2000 году была рядом с нами на первых местах с конца, сейчас уверенно заняла 11-е место. Чили  улучшила показатели на 50 баллов. А мы? Мы даже не пытаемся догнать паровоз. Точнее, в 2006 году мы его совсем упустили и скатились в самый конец, а сейчас вернулись на уровень. 2000 года.  


- Сейчас наконец в новых стандартах образования идет курс на  развитие у детей учения применять школьные знания в жизни. Например, это переход на ведение проектного метода дисциплин. Ребенок должен будет не выучить и ответить, что на странице 28 в пятом абзаце сверху написано то-то и то-то, а выполнить проект, совместное открытие, разработку. Ему для этого понадобятся дополнительные знания, за которыми ребенок пойдет к учителю и станет искать ответы в дополнительной литературе, - надеется Болотов.


Кстати, на конкурсе «Учитель года-2010» педагог по истории из Московской области Наталья Талаева как раз наглядно демонстрировала, как по портрету полководца можно буквально перенести детей в XVIII век, дать почувствовать ту  атмосферу.


 - Понятно, что большая часть педагогов сразу не смогут перейти на новые методы работы. Но в каждом районе надо создавать показательные школы. И процесс пойдет,  - оптимистично настроен вице-президент РАО. - Вспомните ситуацию с компьютерами. 15 лет назад начали их вводить в школах. Сопротивление было жуткое. А сейчас большая часть учителей используют компьютерные технологии на уроках. Не приходится говорить, что через год-два мы выбьемся в лидеры PISA. Сейчас мы должны выбрать направление и начать движение. Создать новое поколение учебной литературы. Новых педагогов мы не привезем из Китая или Финляндии. Надо заставить учителей проходить курсы повышения квалификации. Причем не раз в пять лет по замшелым конспектам, а постоянно, в интерактивной форме по коротким курсам. Только полностью меняя систему, мы сможем сократить чудовищный разрыв. Кто лучше понимает школьные предметы


Кто лучше понимает школьные предметы


 


ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ


За 10 лет, пока мы участвуем в тестировании PISA, мы научились только латать дыры. Еще в 2003 году выяснилось, что наши ученики вообще не знают, что такое диаграммы. В учебниках появились диаграммы. Плохо читают? Добавили художественных произведений в программу. А вот про газеты и расписание поездов что-то не догадались. Но все это скорее напоминало желание исправить очередной недочет, нежели стремление принципиально изменить систему обучения.


Сейчас в России начинают внедрять президентскую инициативу «Наша новая школа». Там прописан переход на «исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать новое, выражать собственные мысли, принимать решения». Для этого нужны «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет», и «современная инфраструктура». В идеале, как записано в  описании инициативы, «школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством».


Красиво сказано. Но когда сбудутся эти мечты, если до сих пор в четверти наших школ туалеты -  на улице, а учителей старше 50 лет в школах больше 40 процентов?


СПРАВКА «КП»


В международных исследованиях PISA Россия участвует с 2000 года. Исследования проводятся в форме тестов в 64 странах мира. В России тесты писали пятнадцатилетние ученики 45 регионов - ребята из городских, сельских школ и гимназий. Исследование проверяет не столько знание школьной программы, сколько умение применять в жизни математику, естественно-научные дисциплины, понимать прочитанное.


Примеры заданий для школьников PISA.


www.tver.kp.ru


По теме на сайте:


Владимир Кудрявцев. PISA и ПОП-ОБРАЗОВАНИЕ


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
PISA и ПОП-ОБРАЗОВАНИЕ
07-01-2005
PISA и

Добровести. Россия продвинулась по PISA
06-12-2013
Добровести. Россия

Атака на систему тестирования PISA безосновательна?
06-08-2013
Атака на систему

Россия без PISA
20-10-2012
Россия без PISA

PISA и поп-образование
07-01-2005
PISA и

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (27)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх