...Если для Давыдова ключевая позиция в образовании – «понять», то для Роджерса – это позиция «принять». Однако эти позиции и у Давыдова, и у Роджерса взаимно представлены друг в друге. Ведь невозможно понимание без принятия. Без принятия того, кто уже понял то, что еще только пытаешься понять ты. Равно как, без принятия тех, кто пытается понять это вместе с тобой. Без принятия учителя, в тенденции - вся стоящей за ним «безличной» системы знания, за которой проступают лица и личности ее создателей, и одновременно - твоих соучеников. Банально, но понимание, действительно, объединяет. В понимании закона плавающих тел или принципов эволюционного отбора находят общее люди разных эпох и культур и… учащиеся одного класса при всех их порой радикальных индивидуальных различиях. Общее – как предпосылку взаимопринятия. А принятие без понимания (если речь идет не о младенцах) – слепая доверчивость, которую как раз призван преодолеть критицизм постигающего мышления. Понимание усиливает, а затем и порождает доверие - мотив принятия. Доверие - и веру: «Понимаю, чтобы верить» (П. Абеляр).
В разделе "Образование и развитие" размещена статья В.Т.Кудрявцева "Свобода учиться: Роджерс идет навстречу Давыдову... (контуры новой философии образования), ранее опубликованная в журнале "Психологическая наука и образование" (2010. № 4).
Свйт В.В.Давыдова (работает в пилотном режиме)
На развитие сайта