Когда ему было 24 года, великий мхатовец Иван Москвин сказал, увидев его Лариосика в булгаковских «Днях Турбинных»: «На следующее утро вы проснетесь знаменитым актером!». Премьера состоялась 5 октября 1926 г. Пресса разнесла спектакль как реакционный, публика – вознесла… В ее рядах был… И.В.Сталин, который потом пересматривал постановку десятки раз и даже дал отповедь одному из рецензентов: «… Пьеса «Дни Турбиных» не так уж плоха, ибо она дает больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы». Сталин, конечно, обладал дьявольским умом, хотя и от дьявола…
А он, Михаил Михайлович Яншин, 110-летие которого отмечается сегодня, действительно проснулся наутро знаменитым. Но не заснул сразу, как это бывает в таких случаях в 24 года. Впереди было полвека утверждения величия старого МХАТа. Не только на его сцене. Это величие узнавалось и чувствовалось везде - и в блистательных киноролях, и в великолепной озвучке мультиков, которые по-прежнему смотрят дети. А параллельно, не покидая МХАТовской сцены, - в работе руководителя трех московских театров, которые он возглавлял последовательно: театра Лесной промышленности (был и такой), цыганского театра «Ромэн» (там Яншин, нашел свою первую жену – Надежду Киселеву, легендарную актрису, певицу и танцовщицу Лялю Черную), театра им. К.С.Станиславского. Созданный играть русскую классику, прежде всего, Чехова - а на сцене главного русского классического театра сказать на ее языке что-то новое бесконечно трудно, - Яншин был не менее убедителен в классике западной. Выдающийся чеховский актер внезапно превращался в не менее выдающегося шекспировского (сэр Тоби, «Двенадцатая ночь»). Ну, а пара с Ольгой Андровской в «Школе злословия» Р.Шеридана («Голубок и горлица никогда не ссорятся…») поистине гениальна.
Последний спектакль, как и многое другое в театре, открыл мне отец. Как и «Лебединую песню» «мхатовских стариков» (Яншин, Грибов, Андровская, Прудкин, Станицын) - «Соло для часов с боем» Освальда Заградника (к счастью, это чудо хранится в Интернете). Спектакль Олега Ефремова, на приходе которого во МХАТ настоял именно Яншин. Хотя другие «старики» поначалу чуть было не отобедали им. Не из злости, хотя людьми были непростыми. Просто «мальчишка» во главе дома, который вместе с ними знал Станиславского и еще, бог знает кого, к нему приближенного… И сами же сыграв «Соло…», доказали правоту Михаила Михайловича.
И еще. Своим любимым актером он называл Владимира Высоцкого.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта