Ныншние реформы образования - это не разгором лучшего, а деградация худших традиций советского образования, которые еще в 1972 г. теоретически раскрошил в пыль (они и в самом деле были ею, исторической пылью) мой учитель Василий Васильевич Давыдов - автор книги "Виды обобщения в обучения". Пыль осела и поныне жива, разве что, еще подизмельчала. Ее жизнь по-прежнему поддерживается адмнистративными методами.
Кунио Кумабаяши (переводчик "Видов обобщения в обучении" на японский язык): "Это – сенсация в мировой психологии".
В самом общем, "аннотационном" плане «Виды…» можно охарактеризовать так: книга о том, что такое разумное (теоретическое) мышление в отличие от рассудочного (эмпирического), каковы его объективные источники, логика, специфические механизмы и способы развития в обучении. Разум схватывает разом – на материале анализа одного-двух случаев, решения одно-двух задач… Что и как он схватывает, как передается это умение (способность? дар?) из поколения в поколение, можно ли ему научить и если – можно, то как это сделать?. Ответы автора на поставленные вопросы произвели поистине «коперниканскую революцию» в психолого-педагогическом мышлении и школьной жизни, заострив необходимость кардинальной смены основ того и другого.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта