Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Корабль lego-образованцев, или Собери себя для инвестора

Корабль lego-образованцев, или Собери себя для инвестора

  • Закладки: 
  • Просмотров: 452
  • печатать
  •  
    • 0

Не оспариваю возможной продуктивности инноваций, которые обсуждались в ходе круиза, и соглашаюсь с критикой очевидного архаизма модели массового образования в России (впрочем, ее основы взорвал еще в 60-е гг. мой учитель В.В. Давыдов, он же предложил работающую альтернативу). Тем не менее, идеология обсуждения вынуждает меня разместить этот материал под таким заголовком…  Размещаю, поскольку в обсуждении заявлен один их трендов в проектировании образования будущего, как и характеризует его автор, который располагает к себе тем, что не навязывает своей оценки. Да и сам рассказ, несомненно, содержателен и мотивирует к диалогу. 


 

Владимир Кудрявцев




 


 



Тирания экспертов разрушает процесс, они слишком держатся за настоящее, за свои позиции. Нам нужнее небезразличные дилетанты. Наша цель связана не столько с предвидением грядущего, сколько с его программированием — мы хотим создать сообщество за пределами корабля, которое изменит мир, руководствуясь общим планом.


 


Моя фотография


Илья Калашников


Колонизация будущего


— Мы хотим дать ответ на вызов, который стоит перед всем миром! — Павел Лукша, профессор практики, евангелист форсайта, визионер из Сколково, выступает перед потенциальными демиургами нового технологического уклада, расположившимися на верхней, Солнечной палубе лайнера «Владимир Маяковский». Большой круизный теплоход отплыл от речного вокзала Санкт-Петербурга в сторону Ладоги. Неожиданно чудесная погода, плывущие мимо дома и мосты, закат на полнеба — все забыто, две сотни людей ловят каждое слово.


Павел вещает о кризисе цивилизации. Технические и социальные системы стали слишком сложными для привычных нам схем управления и мышления. Мы не контролируем развитие техносреды, в которой живем, развитие технологий намного опережает развитие нашей культуры взаимодействия с ними.


— Рим погубили не варвары, а потеря способности воспроизводить ту целостность, которой являлась империя. Сегодня западный мир тоже теряет контроль над процессами, которые запустил. А в России государство не просто все больше теряет способность управлять происходящим, но даже не способно это воспринять. В быстро меняющемся мире люди теряют долгосрочный горизонт, а общественные институты все менее способны планировать растянутые во времени действия.


В общем, мир рушится, и мы будем его спасать — искать новое видение и учиться мыслить о будущем. Наш корабль — что-то вроде ковчега для колонизации будущего. Три кита инновационной экономики — Агентство стратегических инициатив (АСИ), Российское управленческое сообщество (РУС) и Российская венчурная компания (РВК) собрали на нем людей, стремящихся изменить российскую систему образования — от ректоров вузов до студентов с перспективными проектами. Рядом плывет второй теплоход, полный бизнесменов, мэров и важных чиновников. Мы в ответе за будущее образования, они — за будущее бизнеса. Всех нас ждет неделя форсайта.


Форсайт по-русски


Foresight, «взгляд в будущее» — западная социальная технология, позволяющая группе экспертов выявить доминирующие в той или иной области тренды, договориться о приоритетах и сформировать общее видение, общую «дорожную карту» будущего развития. Павел Лукша и Дмитрий Песков из АСИ разработали собственный вариант этой практики — Rapid-Foresight и успешно его применяют: говорят, результаты прошлых форсайтов стали основой программы Минобрнауки по борьбе с плагиатом и разрабатываемой сейчас Национальной системы компетенций и квалификаций.


Форсайт по-русски отличают две ключевые особенности: вместо года процедура занимает несколько дней, вместо однородной группы экспертов-аналитиков в нее вовлекаются самые разные люди — от влиятельных чиновников до заинтересованных предпринимателей, оплативших немалый вступительный взнос. Если и есть что-то, объединяющее участников, так это их активная позиция, желание сделать мир лучше.


Темп жизни на теплоходе под стать участникам: занятия начинаются в семь утра, заканчиваются часто под утро, идет интенсивная работа со стартаперами всех возрастов, организаторы помогают потенциальным инноваторам довести свои проекты до ума, найти партнеров, инвесторов, превратить идею в бизнес.


— Тирания экспертов разрушает процесс, они слишком держатся за настоящее, за свои позиции, — объясняет Павел Лукша. — Нам нужнее небезразличные дилетанты. Наша цель связана не столько с предвидением грядущего, сколько с его программированием — мы хотим создать сообщество за пределами корабля, которое изменит мир, руководствуясь общим планом. У нас нет знающих людей, которые объяснят всем, что будет, зато есть люди, которые вместе учатся отвечать на вызовы, вместе строят будущее.


Впрочем, будущее, наступившее на следующий день, показало, что знающие люди, которые объяснят всем, каким станет образование к фантастическому 2030 году, все-таки имеются.


Что станет с образованием


— К 2025 году мы прогнозируем исчезновение привычных нам форм образования, они будут заменены чем-то другим, — пророчит Павел Лукша на вводной лекции о будущем образования. Обобщая выводы предыдущих форсайтов, он все глубже погружает нас в будущее. Аудитория в трансе.


Профессор практики объясняет, что перемены в образовании прежде всего связаны с приходом в эту сферу интернета и виртуальной реальности. Сейчас важнейшим фактором «цифровой глобализации» образования стали бесплатные многопользовательские онлайн-курсы, такие как Coursera, созданная в Стэнфорде, или edX, разрабатываемые в Гарварде, Беркли и MIT. Coursera анонсирует скорый перевод многих курсов на русский, но наши студенты уже сейчас составляют вторую по численности после англоязычной аудиторию Coursera.


— Эти курсы по качеству содержания уже превосходят то, что может предложить большинство национальных университетов. Отдельные курсы начинают выстраивать в длинные образовательные цепочки от получения базовых знаний до специализации, их дополняют системой найма, получая эффективный механизм отбора студентов со всего мира. edX уже продекларировали, что собираются стать «университетом миллиардов». В ближайшие годы онлайн-курсы станут реальными конкурентами для вузов внутри стран — настанет время «образовательного империализма». Кстати, на него возможен ответ в виде образовательного суверенитета — попытки закрыться, сохранив национальную специфику.


Аудитория испуганно замирает. Но тень реальности, оставшейся за бортом, промелькнула, и мы снова мчимся в светлое цифровое будущее. Мы будем учиться, играя в виртуальных мирах (это называется edutainment, или геймификация), а потом нашим главным наставником станет искусственный интеллект, невидимый мудрец-всезнайка, который будет сопровождать нас всю жизнь. В 2030-х можно будет окончательно укладываться в ячейки матрицы — информация через нейроинтерфейсы будет загружаться напрямую в объединенные нейронетом мозги людей.


— Замминистра нам сказал: а какое отношение все это имеет к образованию? Для них образование — это то, чем занимается Минобр. А для нас образование происходит от зачатия до конца жизни, это сложносочиненная сфера с большим количеством социальных позиций и заказчиков: бизнес, сообщества, государство, семья, сам человек.


Павел напоминает, что сейчас эти субъекты действуют разрозненно: допустим, вуз учит одному, а работодателям нужно совсем другое. Бесполезно пытаться решать эти проблемы при помощи старых схем, ориентированных на советскую экономику (вроде распределения выпускников вузов). Сфера образования должна работать как супермаркет, предлагая нам набор всевозможных образовательных услуг, из которых человек будет собирать собственную образовательно-карьерную траекторию, обучаясь на протяжении всей жизни в своем темпе по индивидуальной программе.


Индивидуализация — самый базовый запрос в образовании с древних времен, просто на его массовое удовлетворение не хватало ресурсов. В эпоху «lego-образования» человек будет собирать себя из предлагаемых ему рынком деталей образовательного конструктора. У каждого будет цифровой профиль, фиксирующий освоенные компетенции и прочие образовательные достижения. Основываясь на нем, фирмы будут инвестировать деньги в продолжение образования особо успешных собирателей себя. Для не попавших на элитную траекторию учеников все-таки оставят массовые школы, которые будут играть роль безопасных «камер хранения» для детей.


Назад из будущего


Вывести нас из транса поручено профессору ВШЭ Исаку Фрумину, он напоминает, что помимо восходящих трендов есть и нисходящие, связанные с работой старых образовательных институтов.


— Мы должны сфокусироваться на изменениях в той системе образования, которая у нас уже есть, а не строить все с нуля. У нас тут прекрасные частные проекты, но  подавляющая часть сферы образования — это государственный сектор, и все инновации, которые мы обсуждаем, очень мало этот сектор затрагивают. А что делать с нашими университетами? Что делать с преподавателями научного коммунизма, которые продолжают производить себе подобных? Старая система продолжает производить экономистов, которые цитируют своих руководителей, она воспроизводит сама себя. Что нам делать с этим хвостом?


Слушатели снова бросают тревожные взгляды за окна теплохода. Хвост мало кого интересует, большинство инноваторов не собираются тратить жизнь, играя по правилам госсектора, и пытаются строить все с нуля — желательно в виртуальной реальности и в расчете на мировой рынок.


— У нас по-прежнему 45% школ не имеют теплых туалетов. В некоторых из них появились спутниковые тарелки — в них уже начали солить огурцы. Что нам делать с этой неравномерностью развития огромной страны?


Нетворкинг стартаперов


Наш «философский теплоход» охватила эпидемия, полкорабля лежит, остальные стараются далеко не отходить от туалетов: всех заземлил энтеровирус. Но молодежь все равно кайфует. Отовсюду только и слышно: «Сколько же здесь умных мужиков!» и «Сколько же здесь красивых девушек!» И правда много.


Но, кажется, самое важное на теплоходе — это работа людей над своими проектами. Стартаперы налаживают связи с коллегами, советуются с экспертами — все это зовется у них нетворкинг. Эксперты-менторы помогают стартаперам грамотно ставить цели, учат видеть проекты в рамках более широкой перспективы и с разных точек зрения. Уже после первой игры людям становится понятно, как важно кооперироваться, искать общие точки развития с другими организациями. В результате часто проекты меняются до неузнаваемости. Будущее, которое на самом деле здесь осваивается, — это личное будущее каждого из участников и его проекта.


— Для развития инноваций не хватает людей с бизнес-компетенциями, а денег в России избыток, — говорит Евгений Кузнецов, член правления РВК. — Но половина венчурных инвесторов не знает, куда их вложить. Они ищут, и люди вроде есть, но это люди с идеями, а не с проектами. На корабле они начинают лучше понимать, что такое бизнес-идея.


Среди многих десятков стартапов, с которыми носится тут народ, есть совсем зеленые идеи, родившиеся прямо на теплоходе, а есть и вполне сложившиеся бизнес-проекты, основатели которых ищут возможности для расширения своего дела. Проект «Универсариум» Дмитрия Гужеля должен составить конкуренцию зарубежным многопользовательским онлайн-курсам. Видеолекции для него вроде бы согласились записывать в нескольких лучших университетах страны. 1 сентября на Универсариуме открываются первые курсы — по комбинаторике, химии и экономике.


Владимир Синельников и Наталья Чеботарь создали Edutainme.ru — электронный журнал про будущее образования и меняющие его технологии. Дизайну журнала позавидуют многие маститые федеральные медиа, а уже после нескольких минут, проведенных на сайте, каким-то волшебным образом начинает казаться невозможное: что педагогика — это ультрамодное занятие, предназначенное для продвинутой молодежи.


Ребята из Томского университета готовятся в 2018 году провести в своем городе чемпионат мира по футболу среди антропоморфных роботов — на обычном футбольном поле, рост роботов не менее 150 см. В образовательной программе по робототехнике в рамках подготовки к чемпионату будут участвовать не меньше ста школ только из Томской области.


Сергей Дмитриев создал GameChangers — программу дополнительного обучения, на которую он принимает лучших питерских IT-студентов и водит их к передовикам IT-производства, чтобы познакомить с реальными методами работы и запросами передовых корпораций (в «РР» они, кстати, тоже приходили). За два года каждый из студентов создает новаторский проект, способный изменить правила игры в своей области.


Конструктор России


Мандроги – туристическая деревня с обязательным для таких мест музеем водки, берестяными сувенирами, матрешками, парадными деревянными избами. Сойдя с теплоходов, мы выбираем генерального конструктора России — человека, который в 2025 году будет отвечать за наше инновационное развитие. Это игра, разумеется. Кандидатам в лидеры нужно рассказать, как они потратят предоставленный им то ли миллион, то ли триллион денег.


Побеждает единственный кандидат, сумевший справиться с задачей и расписать бюджет, чудом вырвав победу из рук прекрасной блондинки, предлагавшей вместо скучных инноваций повысить рождаемость «тем, кто хочет и может».


— На прошлом пароходе появилась пара новых семей, у которых уже дети. Чувствую, в этот раз с двумя кораблями мы превысим рекорд! — пророчит Дмитрий Песков, ведущий выборы. Вообще-то самый главный тут он.


Я решаюсь высказать ему свои сомнения по поводу нашей далекости от народа и государства:


— Мы отгородились от мира на корабле, здесь наши фантазии о будущем летят легко, подчиняясь лишь логике развития технологий и почти не сталкиваясь с реалиями слишком огромной, инертной и архаичной России, оставшейся за бортом…


— Так у вас на теплоходе эльфы плывут, им положено мечтать о светлом будущем. Они как те юные эльфы, которых вы в «Русском репортере» воспитываете на своей Летней школе, — мы как раз недавно к вам в гости ездили. А на бизнес-корабле плывут люди-гномы, у них все наоборот: одна суровая правда жизни, много России и мало остального мира.



Павел Лукша назвал наши теплоходы «местом, где собирается модель страны». Одно из мест, сказал бы я, ведь есть и совсем другие модели. Вопрос в том, какая из них станет реальностью. Об общем будущем инноваторам придется договариваться со всей Россией, а мы пока даже об общем прошлом не можем договориться (может, кстати, провести форсайт прошлого?). Мне нравится будущее, каким его увидели инноваторы с борта «философского теплохода», но что думаете вы?


www.kalashnikov.mobi  


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Выпускные: всероссийское расписание-2014
09-04-2014
Выпускные:

Воспитание в школе должно начинаться с ее избавления от бюрократических ограничений. Интервью Олега Смолина информационно-аналитическому порталу «Однако»
19-10-2013
Воспитание в школе

Система высшего образования: может, не трясти, может, лучше подумать?
21-06-2013
Система высшего

Фурсенко попрощался с коллегами
20-02-2012
Фурсенко попрощался

Закон об образовании
01-08-2011
Закон об образовании

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (43)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх