Христианство (особенно – католицизм), сохранив высокое почтение к душе, избрало путь обуздания тела – низменно-плотского начала в человеке. В этом смысле, например, Зигмунд Фрейд – типичный наследник христианской культуры. Да, он, конечно, "попрал общепринятые устои", "сорвал маску ханжества" (которая одновременно оказалась фиговым листком), обратив внимание общества на "низменную" плоть и даже на самое "низменное" в самой этой плоти. Однако весь пафос концепции Фрейда - в драме прорывающихся не просто наружу, но и претендующих на то, чтобы занять более высокое, законное и социально одобренное место плотских влечений, страстей, мечтаний и грез. А в ответ этому – давление культурных норм извне через внутреннюю цензуру Я (своего рода цербера-наместника социума). В результате само это "плотское" вытесняется, сублимируется и т.п. – стирается из памяти, вновь прикрывается "фиговыми листками" разного рода символов, т.е. "выдает себя" за нечто другое, более приемлемое с точки зрения общественной морали…
Но возникает вопрос: а, собственно, плотское ли все это? Является ли, например, наличие гениталий причиной сексуальности? Вероятно, - ровно настолько, насколько наличие мозга может быть названо причиной мышления...
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта