Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

"Волшебство приходит вовремя" - издательский дебют Центра "РОКС"

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 900
  •  
    • 0


Вачков И.В., Соловьева Н.С. Волшебство приходит вовремя, или Как использовать сказку в детском саду и в семье. / Под ред. И.В.Вачкова. Казань: РОКС, 2015. 256 с.

Сказка – тропа в культуру, инструмент развития, развлечение, приключения, форма общения взрослых и детей, зазеркалье действительности, в котором подчас можно увидеть то, что в ней есть, но впрямую не разглядеть, первая «школа изящной словесности», где по-особому формируется и повседневная речь, коррекционное, терапевтическое и диагностическое средство… Всех свойств сказки, которые делают ее необходимыми для ребенка и взрослых, в чьи руки вверена его судьба, не перечислишь. Рекомендации психологов, давно исследующих эти свойства, позволяют оптимально выстроить «сказочное» сопровождение детской жизни.

Владимир Кудрявцев


"Волшебство приходит вовремя" - издательский дебют Центра "РОКС"

Игорь Вачков
доктор психологических наук,
профессор,
писатель


Волшебство приходит вовремя
(фрагмент книги)


Опубликовано в журн. "Обруч" (2016. № 1).

Дорогие читатели! Мы рады представить вам книгу, выход которой стал событием для всех, чья профессиональная деятельность и жизнь так или иначе связаны с дошкольным образованием в России. Она издана новым образовательным центром «РОКС» («Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева и Ольги Соболевой») под редакцией президента Международного общества сказкотерапевтов доктора психологических наук Игоря Викторович Вачкова и называется «Волшебство происходит вовремя, или Как использовать сказку в детском саду и семье»

Способы и приемы использования сказки в развивающих целях

Вот некоторые способы и приемы работы со сказками, которые могут использовать и воспитатель дошкольной образовательной организации, и детский психолог.

/. Чтение и последующее обсуждение сказок.

Для этого годятся народные и авторские художественные сказки, которые дают огромный материал о нравственных ценностях, мотивах поступков, способах решения разнообразных жизненных задач.

Обсуждение сказок позволяет развивать способности к установлению причинно-следственных связей между поступками и явлениями, к обнаружению последствий совершенного персонажами выбора.

2. Рассказывание сказки.

Рассказчиком не обязательно должен быть человек, и повествование можно вести не только от третьего лица. Так, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает несколько необычных, оригинальных приемов рассказывания сказки. Например, рассказывание известной истории группой детей: каждый участник по очереди рассказывает небольшой фрагмент сказки, при этом повествование разбивается на отдельные части произвольно, спонтанно. Еще один способ — рассказывание сказки от имени разных ее персонажей: тропинки, по которой катился колобок; яблоньки, которая укрыла Аленушку и ее братца от гусей-лебедей; камешка, на котором остановился Иван Царевич, и т.п. Детям такой метод рассказывания сказок может быть особенно полезен, поскольку дает возможность посмотреть на ситуацию со стороны, встать на позицию другого, примерить на себя «чужую шкуру», говоря другими словами — децентрироваться.

Очень интересный прием — рассказывание сказки с помощью движений — представлен Т. М. Грабенко. Такой прием подходит для работы с самыми маленькими детьми (полтора-два года). Разумеется, он может быть применен и в индивидуальной работе.

3. Характеристика героев с формулированием своего отношения.

Трактовка персонажей часто становится своеобразным проективным тестом, дающим много психологической информации о детях. Прием помогает детям осознать свое отношение к тому или иному персонажу и научиться называть свои эмоции.

4. Продолжение известной сказки («А что случилось дальше?»).

Прием активизирует воображение, помогает лучше «встроиться» в контекст сказки, развивает логическое мышление.

5. Изменение конца сказки.

Следует использовать с осторожностью (особенно в отношении народных сказок) и только тогда, когда он представляется крайне необходимым: например в случае, если конец сказки вызывает резко негативную реакцию ребенка.

6. Сравнение одних и тех же персонажей из разных сказок.

Не все взрослые замечают, что персонажи, носящие одинаковые имена, в разных сказках часто оказываются совершенно непохожими. А дети тем более этого не видят. Например, серый волк из сказки «Иван Царевич и серый волк» — умный, могучий, помогающий — совершенно не похож на своего собрата из сказки «Лисичка-сестричка и волк» — глупого, наивного, трусливого. Даже такой герой, как Иван Царевич, в разных сказках — совершенно разный типаж. Сравните, например, Иванов Царевичей из сказок «Кощей Бессмертный» и «Марья Моревна» (в сборнике А.Н. Афанасьева эти сказки будто специально помещены рядом): просто диву даешься, насколько огромна разница между психологическими характеристиками героев.

7. Включение в сказку персонажа другой сказки.

Что произойдет, если в сказку «Волк и семеро козлят» попадет Карлсон? Как могли бы тогда развернуться события? Или: что произошло бы, если бы Мальчик-с-пальчик оказался в том самом лесу, куда направилась Красная Шапочка? Этот прием — из разряда тех, которые запускают механизм творчества и позволяют подготовить детей к придумыванию собственных сказок.

8. Рисование иллюстраций к сказке.

Прием настолько очевиден, что не требует комментариев.

9. Создание комикса по сказке с выделением ключевых моментов.

Это вариант предыдущего приема. Помогает детям запомнить последовательность событий, развивает способность к построению схемы сюжета.

10. Подбор цвета для каждого персонажа и цветовой гаммы всей сказки.

Также вариант иллюстрации к сказке, но с более конкретной задачей.

11. Подбор музыкальных фрагментов для каждого персонажа и музыкальной темы всей сказки.

Можно использовать в качестве домашнего задания, особенно в целях развития у детей музыкальных способностей.

12. Придумывание вопросов, адресованных сказочным персонажам.

О чем бы вы хотели спросить героев? Какие вопросы вы задали бы Колобку? Золушке? Старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке»? Разумеется, неплохо было бы обсудить вероятные ответы.

13. Словесное рисование.

Прием предполагает подробное описание места действия, облика персонажей и т.д. Поскольку сказки очень часто скулы на подробности, такое задание позволяет развивать воображение и образное мышление.

14. Драматизация.

Сказки так и просятся, чтобы быть воплощенными в сценическом действии. Тут возможно обилие вариантов:

• постановка всей сказки или отдельного эпизода;
• вопросы к детям, играющим роли (анализ их ролей);
• погружение в роль и обсуждение: «Если бы я был этим персонажем...»;
• рассказывание сказки от лица одного из персонажей;
• озвучивание фраз персонажей в разных эмоциональных состояниях;
• разыгрывание одного и того же эпизода, но с разными вариантами развития событий.

15. Сочинение сказок (прием для старших дошкольников с высоким интеллектуальным развитием):

• по опорным словам (взрослый предлагает специально подобранные слова, дети сочиняют сказку с их использованием);
• как завершение имеющегося зачина;
• в результате соединения случайно выбранных сказочных персонажей разных сказок («салат из сказок»);
• сказка по кругу;
• сказка по заданной теме;
• свободное сочинение сказок.

16. Рассказывание сказки наоборот (сказка наизнанку).

Поочередно все ключевые слова и признаки в начале сказки заменяются на противоположные. Например, традиционное начало сказки: «В одной деревне жили-были старик со старухой...» Меняем каждое слово на условно противоположное: «В двух городах не было ни одной девушки и ни одного юноши...» Вот и готов зачин новой сказки — нужно придумать продолжение.

17. Создание сказки по имеющейся модели (сказка-калька).

18. «Что было бы, если бы... »

Золушка была бы лентяйкой, у Змея Горыныча кончился бы запас огневой мощи, Мальчик-с-пальчик превратился в великана и т.п.

19. Медитация на сказку.

20. Диалогическое рассказывание историй.

21. Работа с «картами Проппа», адаптированными для дошкольников.

Разумеется, этот список далеко не исчерпывающий.
Многие из названных приемов предложил еще Джанни Родари в своей известной книге «Грамматика фантазии», но ими до сих пор с успехом пользуются специалисты.

Для иллюстрации и опишем некоторые из указанных приемов более подробно.

Рассмотрим такой способ работы, как использование сказочных зачинов. Начало сказочной истории написано на отдельной карточке.

В зачине в сказочно-метафорической форме отражена определенная психологическая проблема, характерная, например, для детей старшего дошкольного возраста. Ребенку, имеющему сходную проблему, можно предложить сочинить продолжение сказки (психолог может ненавязчиво помогать ему в этом), решение проблемы на метафорическом уровне помогает справиться с ней и в реальной жизни. Возможен вариант применения сказочных зачинов в работе с родителями, когда они придумывают завершение сказки.

Эффективный прием, которому также придается очень большое значение, — медитация на сказку. Как указывает Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, сказочные медитации при работе с детьми можно разделить на две группы — статические и психодинамические. Статические медитации выглядит примерно так: ребенку {или группе детей) предлагают принять удобную позу (сидя или лежа), успокоиться, расслабиться и послушать сказку. Звучит соответствующая музыка, и психолог неторопливо читает медитативную сказку. Медитативные сказки используются для накопления у детей опыта погружения в позитивное, комфортное состояние, с сильным положительным эмоциональным зарядом. Особенность медитативных сказок — отсутствие в них конфликтов и злых героев. Это сказки о добре, красоте, гармонии, о приятном и радостном. Психолог применяет в своей работе медитативные сказки с целью снять напряжение у детей, погрузить их в состояние эмоционального равновесия (а это, как известно, очень ресурсное состояние).

Позитивные образы, представленные в медитативных сказках, проникают в бессознательное и формируют тем самым «энергетический фундамент личности», компенсируя возможный дефицит родительского тепла, эмоционального принятия и поддержки ребенка членами его семьи. Поэтому особенно необходимы медитативные сказки детям из неблагополучных семей.

Медитативные сказки позволяют также создать у ребенка яркий запоминающийся образ возможных гармоничных отношений. Знание о том, «как может быть», дает ребенку веру и потенциальную возможность построить такие отношения в будущем.

Психодинамические медитации направлены на общую энергетизацию тела и связаны с использованием телесно-ориентированных приемов. Один из видов психодинамической медитации — перевоплощение (например, в животное или камень). Другой вид — погружение в различные стихии. Детям предлагается вообразить себя гуляющими по сказочным лесным тропинкам и по возможности почувствовать разные виды почв под ногами; или «искупаться» в сказочном озере и ощутить на коже водную прохладу; или «почувствовать запах» сказочного леса и т.п. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева предлагает несколько групп упражнений на психодинамическую медитацию: упражнения, связанные с изображением растений; с использованием ткани; с зеркалом; танцевальные упражнения.

Очень интересный метод — диалогическое рассказывание историй и его возможности в работе с детьми представлены в работах О. Е. Хухлаева.

Метод диалогического рассказывания историй был разработан Гарднером в 60-е гг. XX в. О. Е. Хухлаев и его коллеги использовали этот метод для оказания психологической помощи детям из семей вынужденных мигрантов. Суть его такова. Ребенку предлагается «поиграть в радио» и рассказать занимательную историю, которая будет записываться на пленку. Нельзя пересказывать то, что ребенок видел по телевизору, в кино или знает из книжек. В конце надо придумать «урок» или «вывод» из рассказанного. Задача психолога заключается в том, чтобы разобраться в содержании истории и придумать свою, «ответную» историю — модификацию услышанной. В результате применения метода «диалогического рассказывания историй» в работе с детьми Хухлаев вывел базовые категории интерпретации детских историй:

опасность — безопасность;
депрессивность — активность;
инфантильность — самостоятельность;
деструктивная враждебность — канализированная враждебность;
неуязвимость — реалистичность;
сдерживание чувств — свободное выражение чувств;
прямолинейность — пластичность;
непринятие «я» — принятие «я».

Использование категорий интерпретации позволяет структурировать каждое занятие с ребенком; четче отслеживать динамику изменений, а также применять метод более «точечно» и тем самым добиваться большего психологического эффекта. Каждую из категорий интерпретации можно представить в виде пары признаков на оси «дезадаптивное поведение — адаптивное поведение». Психолог, анализируя историю, сочиненную ребенком, находит в ней признаки дезадаптивного, то есть неадекватного ситуации, варианта поведения. Разбирая особенности дезадаптации, психолог может отнести послание ребенка к тому или иному виду дезадаптации (например, депрессивности). Каждому из этих видов, в свою очередь, соответствуют адаптивные позиции, на которые необходимо опираться психологу, выстраивая собственную психологическую историю (так, противоположностью депрессивности будет активность).

Написание проблемно-ориентированных сказок или историй, призванных помочь детям справиться с их проблемами, — еще один способ психологической помощи детям. Более семидесяти таких сказок и историй собрано в книге О. В. Хухлаевой и О. Е. Хухлаева. Это сказки и истории для детей от трех лет, затрагивающие проблемы неуверенности в себе, низкой самооценки тревожности, чувства вины, ревности по отношению к брату или сестре, агрессивности, страха, обиды, недовольства своей внешностью, подросткового кризиса и др.

Особую роль в сопровождении сказкой могут сыграть «карты Проппа». Что это такое?

Известный фольклорист В. Я. Пропп на основе анализа большого количества русских народных сказок сформулировал несколько «сказочных законов».

• Постоянными действующими элементами волшебных сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем, как и когда они выполняются.
• В содержании сказки обязательно присутствуют хотя бы некоторые из функций.
• Последовательность функций всегда одинакова (в моделируемых и сочиняемых сказках часто происходит отступление от этого принципа).
Число функций, присущих действующим лицам волшебной сказки, ограничено. В. Я. Пропп выделил 31 функцию. Можно применять специальные карточки: на одной стороне каждой из них написано название функции, а на другой представлено ее символическое изображение. Из всех функций нами выбрано 22. Перечислим их и дадим краткие пояснения, используя конкретные примеры из сказок .
• Отлучка («уехал купец как-то в чужие страны», «отправился царь на войну», «пошла однажды Марьюшка с подружками в лес по ягоды»),
• Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).
• Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со
Двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
• Получение волшебного средства (оно может, по мнению В. Я. Проппа, непосредственно передаваться, указываться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, выступать в лице различных персонажей, предоставляющих себя в распоряжение героя, и т.д.).
• Способ достижения цели (полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).
• Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
• Счастливый конец.
• Герой покидает дом (герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку; либо изгоняться, например отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес).
• Враг начинает действовать (змей похищает царевну, медведь ворует овес).
• Даритель испытывает героя (Баба Яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень).
• Герой выдерживает испытание дарителя.
• Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой — со Змеем Горынычем; например, иногда состязание или игра в карты).
• Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что, и другие не менее невыполнимые поручения).
• Герой исполняет задание.
• Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
• Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и уход).
• Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
• Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
• Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет — кольцо, полотенце, образок).
• Разоблачение ложного героя (в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
• Узнавание героя.
• Герою дается новый облик (частый прием — погружение в кипящую воду или горячее молоко, что делает героя еще краше, — является, несомненно, прямым отражением обряда инициации).
Конечно, дошкольникам нет необходимости знакомиться со всеми этими функциями. Лучше дать их сокращенный набор.

Детей следует познакомить также с семью основными типами сказочных персонажей, которых выделил В. Я. Пропп: Герой, Отправитель, Помощник, Даритель, Царевна, Враг, Ложный герой. При этом нужно привести конкретные примеры из сказок, иллюстрирующие выделенных персонажей.

«Карты Проппа» представляют собой, таким образом, элементы «сказочного конструктора», позволяющего создавать сюжеты самых разнообразных сказок. Умение пользоваться этим «конструктором» дает возможность детям стать настоящими сценаристами-сказочниками.

С «картами Проппа» можно работать разными способами:

• разложить известные сказки по функциям (детьми выбираются карты, которые соответствуют функциям, обнаруженным ими в обсуждаемой сказке);
• подобрать сказки с подобной структурой функций;
• подобрать эпизоды из разных сказок под конкретную функцию;
• изменить одну функцию и продемонстрировать изменения в сказке;
• сделать перестановку функций и продемонстрировать изменения в сказке;
• создать сказку на основе случайно выбранных функций по аналогии с известными сказками и типичными сказочными героями;
• создать сказку на основе случайно выбранных функций с необычными героями и в необычной области;
• создать сказку с персонажами одной сказки, но по новому сюжету, определяемому случайным набором функций.


По вопросам приобретения книги обращаться: csgo-kazan@mail.ru (Центр социально-гуманитарного образования, г. Казань).

По теме на сайте:
В.Кудрявцев. Дети в перевернутом мире, или попытка нового прочтения старой темы




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (39)
Февраль 2024 (46)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх