Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Зато мы делаем роботов...

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 028
  •  
    • 0
Замечательное во всех отношениях интервью Юрия Денисова, создателя кружка "Советский инженер", который работает в Ульяновске. Оно содержит и точный диагноз ситуации, и мощный конструктивный посыл...

Можно, конечно, сразу учиться водить на "автомате", но если хочешь разобраться в машине, "почувствовать" ее - только "механика". Внештатные ситуации ведь не разбирают, где "автомат", а где "механика", где водитель, а где (в лучшем случае!) "эффективный менеджер" машины. То же - с цифровой и аналоговой электроникой. Тем более, если взялся что-то производить.

Детско-молодежное техническое творчество, вроде, возрождается, но сплошь и рядом подменяется инсталлированием "на темы техники". Приезжает начальство, иногда с телевизионщиками, смотрит, умиляется. А инженеры старшего поколения жалуются: из именитых технических вузов, которые они когда-то оканчивали, приходит молодежь, мыслящая "инсталляциями". При подготовке по некоторым направлениям читают только урезанную общую технологию, вовсе обходясь без специальной (а она как раз замыкает синтетические фундаментальные знания на "конкретику")... Что сетовать потом на "протоновые" дожди? Зато мы "делаем роботов" - украшаем их светоидами...

Владимир Кудрявцев





Юрий Денисов: вместо обучения инженерии из детей создают потребителей конструкторов

27.06.2016

О том, зачем детское техническое образование ныне нацеливается на сборку готовых конструкторов, почему дети не понимают закон Ома, и о сложности реального, а не имитационного, обучения инженеров мы беседуем с Юрием Денисовым, основателем кружка «Советский инженер».

Поводом для встречи с Юрием послужил его комментарий под нашей статьей по итогам пресс-тура по объектам «инновационного технического творчества», который проводило региональное Агентство передовых инициатив, технологий, проектов. Юрия удивило, что никто не обратил внимания на его проект «Советский инженер», который успешно работает уже полгода. Мы обратили, и в итоге выяснили, что генеральная концепция инновационного образования оставляет мало места для реального технического творчества.

- Первый вопрос очевиден. Почему «Советский инженер» не показывали в рамках демонстрации достижений области в сфере инновационного образования?

- По большому счету сейчас нет единой сформированной идеи технического воспитания детей, молодежи в том числе, и в обществе большая идет дискуссия. Большое количество наоткрывалось кружков, но они все идут по одному стандартному пути, самому простому, самому легкому: накупили конструкторов Lego либо Arduino и их начинают эксплуатировать. Эксплуатируют почему? Во-первых, не нужна высокая квалификация тех преподавателей, которые преподают этот предмет. Это «коробочная» ситуация: куча уроков описана в Интернете, все создано до нас. Ты сажаешь ребенка, сам за вечер все это можешь попробовать, дальше — чисто повторение. И все. Получается небольшое шоу, детям нравится. Все хорошо, быстро: проводим соревнования общероссийские, где робот бегает по линии туда-сюда, — либо из Lego, либо из Arduino конструкторов. В итоге получается, что нет технического творчества.

Импортозамещение должно быть в первую очередь не в том, что мы микросхемы покупаем, а в том, что мы должны уметь на этих микросхемах делать то, что будут у нас покупать.

Почему мы назвались «Советский инженер»? Потому, что мы стараемся создать аналог кружка технического творчества времен СССР, когда ребенок приходил и делал все с нуля. Измерительный прибор он сам собирает, блок питания под устройство он сам собирает. В процессе сборки всех этих устройств он изучает физику, электротехнику, электронику, металлообработку, обработку дерева, материаловедение. Все это он делал сам. Поэтому вполне естественно, что ребенок выходил из школы в советское время более подготовленным. Не просто подготовленным теоретически, он обладал многими навыками даже простой работы с инструментом. А сейчас у нас, к сожалению, дети выходят из школ так: последний класс, как правильно сказал министр образования, убит на то, чтобы подготовиться к ЕГЭ, больше нас ничего не интересует, среднее поколение вообще где-то потеряно — дети скачут из секции в секцию, из кружка в кружок. В результате они ничего не нарабатывают — ни навыков, ни теории, а на выходе мы, к сожалению, получаем то, что есть…

- История про Lego и Arduino — это следствие истории про «Кружковое движение» под эгидой АСИ?

- Нет, «Кружковое движение» АСИ — это просто модная подхваченная тенденция на волне того, что уже образовалось в России. Все стали в сторону робототехники двигаться, и самый простой вариант получился с этими конструкторами. Еще почему? Потому, что до кризиса 2014 года они стоили не так дорого. Это сейчас Lego стало бешеных денег стоить.

То, что сейчас происходит, происходит именно в этом направлении. Была сформирована база, и на этой базе решили ехать дальше. Я эту ситуацию вижу именно таким образом.

Почему именно эту тему решили оседлать? Она самая простая, самая легкая, и не требует особой квалификации. Объяснить основы электроники, на которой базируется работа всех этих роботов, школьный учитель в половине случаев не в состоянии. Ему серьезно готовиться к этому надо. У него квалификации не хватит, чтобы освоить это более глубоко. Недостаток кадров.

На самом деле все эти АСИ, «Кружковое движение» почему? Потому, что промышленности не хватает инженерных кадров. Но, извините меня, сейчас возникает ситуация, когда попытки восстановить эти инженерные кадры осуществляют люди из этого среднего потерянного поколения, которые сами, по большому счету, серьезными инженерами не стали. Это либо преподаватели универов, либо руководители наноцентров различных. Это парни молодые, которые из «легкого» IT вышли и давай это дело развивать! Никто из них практически в производстве не участвовал, не работал, не знает, что это такое.

Возьмем первое заявление АСИ: «нам нужен 3D принтер, нам нужно третье-десятое». Но, извините меня, 3D принтер — это система прототипирования. Система прототипирования предназначена для конструкторских бюро, для разработчиков. А таких конструкторских бюро по России немного. Их никогда не будет много. Это небольшие отделы в компаниях, а 80-90% должно быть инженеров на производстве, которые в нем понимают: инженеры-технологи, которые могут читать чертеж. А все про 3D принтер… И что? Берем самую простую программку, примитивную: куб, шар, конус. Сочленили. Ура! Все хорошо, давайте напечатаем! Все счастливы, дети счастливы. А расставить размеры? А сымитировать деталь производственную? Никто не пробует. Зачем? Самому преподавателю более глубоко надо в эту тему входить. Мы поэтому и создали свою тему, курс «Советский инженер», где дети с нуля, с бумаги развертку делают. Они постепенно начинают осваивать все, что есть при производстве любого сложного технического предмета.

Робот — это частная производная. Самолет — это робот? Нет, не робот. Но возьмите современный самолет, холодильник, машину — это все можно превратить в роботов, но это не роботы. Много ли вообще нас окружает роботов? Пока вычислительные мощности и элементы питания не позволяют нам создавать хороших уникальных роботов, которые могут нам помогать. Сейчас роботы на производстве.

Роботы строятся по основам любой сложной технической системы. Это измерение и сбор информации, обработка, принятие решений и выполнение каких-либо действий. Так вот, начальный путь — например, измерения, – это датчики. Датчики — это всегда аналоговая электроника. А детей сразу подсаживают на цифровые системы. Они даже не представляют как ток течет, как что работает.

Пришел ребенок ко мне на «Основы электроники» и говорит: «А я все знаю, я роботов собирал!» Где собирал? «Ну, мы там ставили Arduino, мы там мигали светодиодами». Когда стали просто рассуждать, что такое электрический ток, как он протекает в элементарных цепях, – ребенок это прошел в школе, – понимания вообще нет. Набор фраз он может сказать, заученных из учебника физики, а применить и понять это он не может. У него логических цепочек даже нет, у него только голые заученные фразы под ЕГЭ. И все. Тут огромный разрыв.

Когда я сказал, что модного робота, бегающего по линии (самый популярный кейс «кружковых» соревнований — от ред.), можно собрать вообще без микропроцессоров, к него был культурный шок. Квадратные глаза: «Не может быть!». Человек, который обычную электронику изучает, он знает: два транзистора, фотодиод, двигатель и все. Я это сам делал в далеком детстве, в 1984 году. И он у меня бегал. Сейчас дети тоже самое повторяют, но с помощью конструкторов.

Получается, что мы создаем потребителей этих конструкторов — Arduino и Lego, но возникает вопрос — а почему мы не создаем людей, которые сами могут такие конструкторы создать? Мы все кричим об импортозамещении, а импортозамещение должно быть в первую очередь не в том, что мы микросхемы покупаем, а в том, что мы должны уметь на этих микросхемах делать то, что будут у нас покупать. Сейчас, к сожалению, все наоборот.

- Концепция, которую Вы предлагаете в рамках «Советского инженера», очень близка к идее обычных кружков технического творчества, в которые я сам ходил в 80-е годы.

- Да. У нас сначала бумага, мы учим детей основам чертежа, потом они переносят чертеж на дерево, обрабатывают его. Потом у нас идет металлоконструкция — они делают шасси для робота, потом они своими руками собирают электродвигатель, чтобы понимали из чего он состоит. Потом основы электроники, программирование. И только потом они сами, своими руками, умея уже все, собирают готового робота и программируют. У нас дети все забирают себе домой — на всех этапах. И в конце у нас будет ещё и 3D-моделирование, причем не в визуальной среде, а в среде, где дети должны описать объекты из примитивов. Они должны четко указать центр окружности, радиус окружности, оси. Только тогда ребенок будет от и до понимать чертеж и обладать пространственным мышлением. Есть все стадии создания любого сложного технического объекта: хоть самолета, хоть робота.

Дети в результате могут выбирать специализацию. Понравилось металловедение? Пожалуйста! Нравится программирование? Не вопрос, переходи к более сложным вещам. Нравится электроника? Вот тебе схема с расчетами. Вот тогда мы и формируем класс людей с инженерным мышлением.

Я в политехе преподавал, друзья там остались. Спрашиваю: «Ну как, какой контингент приходит?» Даже паяльник не знают что такое!

- В этой связи напрашивается прямой вопрос. Как Вы оцениваете всю эту историю «Кружкового движения», робототехники и соответствующих инициатив АСИ?

- Отрицательно оцениваю. Я считаю, что таким образом мы будем создавать потребителей конструкторов, произведенных на западе. Все.

- Но, тем не менее, все именно в эту сторону и развивается. Получается, что эта ситуация устраивает всех?

- Да, потому что это проще всего. Это более простые кадры, закупил конструкторы — у тебя голова не болит. При этом получается очень дорого. Эти же схемы (из каталогов конструкторов — от ред.) собрать из обычных элементов стоит в десятки раз дешевле. Но нужна квалификация. Нужно, чтобы люди умели работать и в своей предметной области, и с детьми. А у нас получается две крайности. У нас либо есть хороший электронщик, который не умеет работать с детьми, либо есть хороший педагог, но он не может глубоко шагнуть. В итоге и получается такая вещь.

Если мы что-то собираем, то детали ломаются, их надо заменять. А с конструктором просто. Они пришли, сочленили, сложили, ушли. Пайка не нужна — не надо делать вытяжку, не надо с паяльниками за безопасностью следить. Все очень просто — проводки повтыкал и пошел. Вот тебе конструктор Lego, к конструктору Lego большой талмуд с 50 сборками разнообразных роботов. Вот мы и собираем этих роботов.

Дальше, когда талмуд кончится, они попытаются сказать детям: «Давайте дальше, давайте изучим, что такое электрический ток». Ребенок скажет: «А зачем? Я же приходил, я же сочленял, оно же бегало! Зачем мне все эти сложности!»

Зло здесь еще и в том, что все это не вырабатывает в детях трудолюбия и усидчивости. Инженер — это тот, кто точно, трудолюбиво, педантично изучает какую-то тему и её реализует. А когда ребенок привык, что уже через 5 секунд есть результат, он не привыкнет трудиться. Первый набор когда мы делали, когда из бумаги дети клеили, так стон стоял!

- А дети сами приходят или родители приводят?

- Где-то родители приводят, где-то дети сами. Почему все это «Кружковое движение» никакой пользы не принесет? Потому, что воспитывать надо родителей.

Мы работаем очень плотно именно с родителями. У нас и занятия с родителями, и перед тем, как ребенок начинает у нас работать, мы разговариваем с родителями. Мы доносим до них, что да, мы сейчас можем наставить кучу конструкторов, и ребенок будет счастлив и рад, но, во-первых, он ничего не изучит полезного для себя, а во-вторых, – у него не будет необходимых качеств. Надо попытаться разобраться, преодолеть неудачу. Нет трудолюбия — ничего не получим.

- Не могу не задать этот вопрос. Ваш проект открыт на чьи деньги?

- Был опыт с НКО, который показал, что не пробиться. Просуществовали полгода на свои деньги.

- Резюмирую. Правильно ли я понимаю ситуацию? Были кружки, которые финансировались в рамках дополнительного образования. Структуру демонтировали, но спрос у кого-то из родителей, да и у детей, на такие вещи остался. На базе этой вычищенной поляны должны появляться модели деятельности хотя бы на самоокупаемости. Люди могут с этого зарабатывать. И тут на эту вычищенную поляну приходит тема «Кружкового движения», которая все это полностью столбит.

- Да, но зачистка пространства ни к чему хорошему не приведет. Я отлично понимаю, что есть определенные структуры, которые заинтересованы. Они взяли это поле, получили гос. финансирование, создали себе деятельность и на этом работают. На самом деле, ничего хорошего с точки зрения инженерного образования не получится.

www.ulgrad.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Колонка Александра Суворова. Экстренный вызов: отклики
07-05-2014
Колонка Александра Суворова. Экстренный вызов:

В своей первой колонке Александр Суворов затронул тему технических средств экстренной коммуникации слепоглухого с миром
Конкурс издательских проектов РФФИ 2011 года
07-04-2010
Конкурс издательских проектов РФФИ 2011 года

Помогите ревнивцу почувствовать себя суперменом...
27-03-2006
Помогите ревнивцу почувствовать себя суперменом...

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (23)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх