Не так давно коснулись этого со студентами на лекциях по общей психологии в РГГУ. Смысл учения очень прост, а феномен крайне редок. А.М. Пятигорский приводил эпизод. Ученик жалуется своему дзеновскому наставнику: «Я усердно медитировал, я постился 16 дней, а просветление не наступает». А тот ему ответ: «Ты НЕ ТАК медитировал, ты НЕ ТАК постился». Ученик в растерянности: «А как, Учитель? Я делал ровным счетом все то, что советовал мне ты!». А Учитель говорит: «Когда ты будешь знать, КАК, это будешь уже не ты».
Да, можно научить медитировать, можно научить поститься – даже не по шаблону (да и не получится по шаблону), а ставя какие-то новые хитрые задачи. Но умение медитировать в сумме с умением держать пост и еще массой самых разных умений не дает просветления. Потому что пока они принадлежат тебе сегодняшнему, а как распорядишься ими ты завтрашний, не может знать ни ученик, ни учитель. И никто не ведает, чем это станет для тебя завтра. А если бы знали, если бы ведали – зачем учиться и учить? Распорядиться всем этим и принять его результаты «по-завтрашнему» и значит научиться.
Ты прочитал книгу сегодня, что-то понял, что-то нет – это одно. А завтра она стала «точкой опорой», и ты перевернул свой мир – это другое. Или не перевернул, но уже понимаешь, почему не нашел в книге «точки опоры». Это тоже важнейший опыт учения. И тут «Восток и Запад сходятся», как не противоречит друг другу смысл просветления и просвещения. Учение – не продвижение в материале, который сам «продвигается» по мере роста сознания. Даже не развития мышления, если его рассматривать само себе. Учение «ума прибавляет» лишь постольку, поскольку «прибавляет» сознания. Точнее – самосознания. Самосознания себя меняющимся. А ум находит источник и инструменты этого изменения в материале. За пониманием периодического закона или даже простейших правил грамматики - новое мировидение и, так сказать, «самоощущение», которого не было еще вчера. Рост сознания, самосознания и является главным эффектом учения. А он – событие. Поэтому не стоит удивляться тому, что учение – редкий феномен.
В итоге каждый из нас знает и умеет делать массу вещей, но, по большому счету, научен очень немногому. Зато самому важному, благодаря чему владеет этими знаниями и умениями.