Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Парадокс учения

Парадокс учения

  • Закладки: 
  • Просмотров: 425
  •  
    • 0
Парадокс учения


Не так давно коснулись этого со студентами на лекциях по общей психологии в РГГУ. Смысл учения очень прост, а феномен крайне редок. А.М. Пятигорский приводил эпизод. Ученик жалуется своему дзеновскому наставнику: «Я усердно медитировал, я постился 16 дней, а просветление не наступает». А тот ему ответ: «Ты НЕ ТАК медитировал, ты НЕ ТАК постился». Ученик в растерянности: «А как, Учитель? Я делал ровным счетом все то, что советовал мне ты!». А Учитель говорит: «Когда ты будешь знать, КАК, это будешь уже не ты».

Да, можно научить медитировать, можно научить поститься – даже не по шаблону (да и не получится по шаблону), а ставя какие-то новые хитрые задачи. Но умение медитировать в сумме с умением держать пост и еще массой самых разных умений не дает просветления. Потому что пока они принадлежат тебе сегодняшнему, а как распорядишься ими ты завтрашний, не может знать ни ученик, ни учитель. И никто не ведает, чем это станет для тебя завтра. А если бы знали, если бы ведали – зачем учиться и учить? Распорядиться всем этим и принять его результаты «по-завтрашнему» и значит научиться.

Ты прочитал книгу сегодня, что-то понял, что-то нет – это одно. А завтра она стала «точкой опорой», и ты перевернул свой мир – это другое. Или не перевернул, но уже понимаешь, почему не нашел в книге «точки опоры». Это тоже важнейший опыт учения. И тут «Восток и Запад сходятся», как не противоречит друг другу смысл просветления и просвещения. Учение – не продвижение в материале, который сам «продвигается» по мере роста сознания. Даже не развития мышления, если его рассматривать само себе. Учение «ума прибавляет» лишь постольку, поскольку «прибавляет» сознания. Точнее – самосознания. Самосознания себя меняющимся. А ум находит источник и инструменты этого изменения в материале. За пониманием периодического закона или даже простейших правил грамматики - новое мировидение и, так сказать, «самоощущение», которого не было еще вчера. Рост сознания, самосознания и является главным эффектом учения. А он – событие. Поэтому не стоит удивляться тому, что учение – редкий феномен.

В итоге каждый из нас знает и умеет делать массу вещей, но, по большому счету, научен очень немногому. Зато самому важному, благодаря чему владеет этими знаниями и умениями.

Владимир Кудрявцев




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Что объединяет мастера дзен с преподавателем НВП? С Всемирным днем учителя!
05-10-2017
Что объединяет мастера дзен с преподавателем НВП?

«Учитель и ученик растут вместе». И в этом смысле «на свете нет учителей - только ученики, - сказал человек, которому было
Владимир Кудрявцев. Как не спутать «обучаемость» с настоящим продвижением ребенка в учебе
10-10-2014
Владимир Кудрявцев. Как не спутать «обучаемость»

Умение учиться по большому счету совпадает с умением мыслить
Цитата недели
11-03-2007
Цитата недели

  • Календарь
  • Архив
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Май 2018 (25)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Январь 2018 (41)
Декабрь 2017 (73)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх