Именно так. Можно назвать это "Эдемским экспериментом" - первым, "поставленным" над человеком (а не "на человеке") в его собственной человеческой сущности.
Об этом - Василий Зеньковский: "Задача воспитания к свободе была поставлена еще в раю - в этом был смысл заповеди Божией о невкушении плодов от дерева познания добра и зла. Свобода есть Божий дар, и она настолько логически отлична от творения природы человека, что овладеть ею можно лишь постепенно. Со свободой не совпали Адам и Ева, и их грехопадение отразилось на всем мире. Заповедь Бога Адаму была именно испытанием свободы, и уклонение от зла могло произойти у Адама только в порядке борьбы, но не по данности".
Иначе говоря, получив от Бога свободу как данность, Адам и Ева не смогли превратить ее для себя в "заданность", увидеть в ней задачу, ибо не проникли в замысел своего Создателя, в смысл его заповеди. Нарушив запрет, они, вопреки обыденной логике, продемонстрировали типичный пример не-свободы:
не поступили свободно, а поступились возможностью так поступить (
об этом).
И в этом уже ветхозаветная картина мира противостоит языческой картине - мира данностей. Язычник не задумывается о замысле, он просто верит в него и внутри него "живет", испытывая чувство тотемного родства с прочим замышленным.
Если уж рассказывать в школе об "основах православной культуры", то на материале подобных кейсов.
В.К.
На развитие сайта