Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Пассионарность и пассионарий. Рок и герой (ко дню рождения Льва Гумилева)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 269
  •  
    • 0
Лев Николаевич Гумилев
Лев Николаевич Гумилев.


Новое эссе Владимира Кудрявцева о Льве Гумилеве – это ещё один бриллиант культурно- исторической психологии, психоисторический анализ мотивации творчества Льва Николаевича Гумилева как возмутителя спокойствия в антропологии, этнологии, истории и психологии личности. Диагноз Владимира Кудрявцева прогностически точен: обесчеловечивание природы в Эволюции обернётся утратой человечности самого человека и в финале с высокой вероятностью может повлечь за собой печальный исход человечества со сцены Эволюции Природы. И в Эволюции народятся другие пути развития, но уже без нас с вами. Драматично, но именно такой может оказаться плата за нашу необузданную пассионарность.

Александр Асмолов

Сегодня исполнилось 107 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилева, ученого-полигистора: географа, историка, этнолога, который в каждой из этих специализаций открывался и как мыслитель. Сына Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

Теория пассионарности этногенеза, которая принесла ему известность и славу вместе с многочисленными оппонентами, не исчерпывает сделанного Гумилевым. В принципе, это – одна из попыток противопоставить идее целесообразности истории идею ее импульсивности, которые в разных формах не раз предпринимались в истории гуманитарного знания. Куда важнее стремление Гумилева преодолеть антропоцентризм истории (парадоксально вылившееся в создание той же теории пассионарности), вписать ее в мировые процессы с позиций полидисциплинарного знания. Правда, не в поддержку историзма и на пользу натурализма. Впрочем, и это не было новым.

Пассионарность – ненасыщаемая активность, оборачивающаяся жертвенностью сверх необходимости, – атрибутивна людям. А Гумилев уподобляет их китам, которые выбрасываются на берег, вспоминая рядом об Александре Македонском и его стратегически неоправданном и затратном (в том числе, в пересчете на жизни воинов) походе в Индию. Но в природе пассионарность – рок, а в человеческом сообществе пассионарий – герой, т.е. они - противоположности, даже антагонисты.

С пассионарностью китов – дискуссионный вопрос, в ответе на который биологи расходятся. Но очевидно, что китов нечто выбрасывает из океана: дезориентирует «шумовое загрязнение» океана цивилизацией (эффект работы судовых механизмов, сонаров и т.д.), сбои в эхолокации при наличии неявной береговой линии, «квота» численности популяции, которая способна прокормить себя и др. Человек, наоборот, сам бросается в стихию неизведанного и непредсказуемого. Порой без надежды вернуться с «пользой». И вообще вернуться. Тот же Александра Македонский сожалел, что обитаемый мир один, а ему хотелось бы завоевать насколько. В Индии его манили не столько сокровища Ганга, сколько «край Ойкумены».

Гумилев не видит разницы между этими случаями. Впрочем, самое интересное (и самое непроработанное) у Гумилева: обоснование внутренней включенности в культурный образ жизни людей того, что обычно относится к «внешней среде»: ландшафта (в первую очередь), географического местоположения, климата и даже строения земли под ногами. Не только в образ жизни – в образ мира и себя в нем. Настолько, насколько все это вовлечено в процесс творения людьми мира – такой же объективный, как процесс горообразования (по словам Гете). А значит, и в связи людей друг с другом, в которых, по Л.Н.Гумилеву, формируется их миро- и самоощущение.

У Вернадского, «природа - часть культуры», а не наоборот. Хотим мы того или нет. И альтернатива проста: либо очеловечивать природу, либо обесчеловечивать ее. Либо утверждать в ней человеческое, либо заниматься самоотрицанием и саморазрушением на природном материале. И когда природа отвечает нам «бесчеловечностью», то это ответ на бесчеловечный «вызов» человека. Только природа возобновит себя, не в этой, так в другой точке Универсума, а мы себя уже - нет. Ее аллегория - ускользающий в своих превращениях античный пастух Протей, как справедливо предположил еще Фрэнсис Бэкон. А нам порой трудно сделать шажок в самосознании при всей кипучей активности вовне.

И именно через человеческое «самоощущение» можно узнать что-то новое и о ландшафте, и о климате, и о многом другом, в чем живет человек. А главное – чем он живет.

Электронная газета "Вести образования"




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Столетие Льва Гумилева
01-10-2012
Столетие Льва Гумилева

Встреча с ректором ЕНУ им. Л.Н.Гумилева Сарсенгали Абдыманаповым
15-06-2006
Встреча с ректором ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Астана: начало работы
14-06-2006
Астана: начало работы

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2019 (11)
Ноябрь 2019 (59)
Октябрь 2019 (67)
Сентябрь 2019 (42)
Август 2019 (43)
Июль 2019 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх