Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Только развивающее образование

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 328
  •  
    • 0
Заброшенная ткацкая фабрика в Подмосковье
Заброшенная ткацкая фабрика в Подмосковье. Фото из Fb Юлии Ворохоб.

Почему мы стали лучшими по чтению и понимаю текста? Ответив на этот вопрос, мы поймем, как войти в 10 лучших стран по общему образованию.

На вопрос: какое у нас в стране качество образования? – многие дают отрицательный ответ, это стало модно. Школу ругать вообще – принято.

На самом деле факты говорят о другом.

Начиная с 2006 года в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) Россия стала показывать лучшие результаты в мире, поднявшись с середины списка (16-е место) в 2001 году до первого места в мире в 2006 и 2016 гг. и второго места в 2011 году.


Что послужило причиной, точнее – механизмом такого рывка?

Назову два, на мой взгляд, наиболее сильные.

С 2001 года начался широкомасштабный эксперимент по модернизации структуры и содержания общего среднего образования, внедрению новых учебников и их комплексов. По результатам эксперимента появились и были внедрены в практику российского образования новые учебники не только развивающего обучения (система Эльконина–Давыдова), но и массового развивающего образования («Школа 2000…», «Школа 2100», «Гармония» и т.п.). Смею утверждать, что массовое внедрение развивающего обучения стало результатом развития рынка книгоиздания в нашей стране, который начал формироваться в 1990-х годах.

Многообразие учебной литературы и подходов авторов к созданию учебников было ответом на желание учителей уйти от традиционного метода преподавания. В этих условиях, прежде всего в начальной школе, появлялись целостные комплекты учебников и даже образовательные системы, нацеленные на новый результат и использующие современные методы преподавания. Например, вместо объяснительно-иллюстративного метода преподавания учителя начальной школы стали шире использовать новые, свойственные развивающему образованию проблемные методы.

Российские школьники научились читать «про себя» и понимать текст, отвечая на вопросы учителя о прочитанном (до этого чтение вслух рассматривалось как главный критерий умения читать).


Благодаря этому комплексу мер ученикам начальной школы удалось достичь невероятных результатов.

Что касается основной и старшей школы, они пока внушают нам лишь сдержанный оптимизм. Хотя ФГОС на этих ступенях образования по своим подходам совпадает со стандартом начальной школы, широкого внедрения в основной и старшей школе современных методов преподавания так и не произошло. Да и на уроках по-прежнему господствует объяснительно-иллюстративный метод преподавания. Ведь ориентиром для всех педагогов служит ЕГЭ. А он в большой степени нацелен на усвоение прочных знаний, а не на выращивание креативного мышления, навыков совместного разрешения проблем и других глобальных компетенций. Именно поэтому в международных исследованиях качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS) результаты учащихся сравнительно высоки (Россия входит в десятку стран мира с лучшим школьным образованием), а в международных исследованиях образовательных достижений учащихся (PISA), проверяющих жизненные навыки, результаты оказываются существенно ниже. Россия занимает всего лишь 20–30-е места в мире, не входя в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.

Вернемся к учебникам по развивающему образованию.

Майский (2018 г.) указ президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определил в качестве одной из важнейших целей «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Для ее достижения необходимо решить задачу «внедрения на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс».

Результаты методов и учебных материалов, позволивших нам добиться успехов в «началке», позволяют утверждать: для достижения целей, поставленных в майском указе необходимо внедрить развивающее образование на всех ступенях школы.

И ситуация, сложившаяся на рынке учебников, позволяет это сделать.

Так вышло, что все российские издательства, специализирующиеся на выпуске развивающих учебных пособий, были небольшими и издавали, как правило, учебники одной образовательной системы. В процессе укрупнения издательств, которое началось несколько лет назад, многие развивающие учебники вообще перестали выпускать. И это была колоссальная потеря не только для развивающего обучения, но и для образования в целом.


А теперь благодаря издательству «БИНОМ. Лаборатория знаний» учебники по развивающему образованию возвращаются в школы – в издательстве собраны лучшие образцы развивающих учебников для начальной школы образовательных систем Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова, «Гармонии», «Учусь учиться» и т.п.

Только не нужно никаких циркуляров, учителя сами в состоянии разобраться, по каким учебникам достигается лучший результат.

Не нужно мешать им встретиться – учителю и книге.

Александр Вахрушев,
кандидат биологических наук, доцент,
автор учебников, лауреат Премии Правительства РФ в области образования,
советник Генерального директора издательства «Бином. Лаборатория знаний»


Электронная газета "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Россия - самая успешная среди учащихся читать стран в мире
05-12-2017
Россия - самая успешная среди учащихся читать

Все страны мира учатся читать - в лице своих маленьких граждан. И их успехи в этом определяют достижения страны в век, когда вес
Россия без PISA
20-10-2012
Россия без PISA

«E-Learning@Россия»
26-06-2009
«E-Learning@Россия»

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (21)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх