Почему мы стали лучшими по чтению и понимаю текста? Ответив на этот вопрос, мы поймем, как войти в 10 лучших стран по общему образованию.На вопрос: какое у нас в стране качество образования? – многие дают отрицательный ответ, это стало модно. Школу ругать вообще – принято.
На самом деле факты говорят о другом.
Начиная с 2006 года в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) Россия стала показывать лучшие результаты в мире, поднявшись с середины списка (16-е место) в 2001 году до первого места в мире в 2006 и 2016 гг. и второго места в 2011 году.
Что послужило причиной, точнее – механизмом такого рывка?
Назову два, на мой взгляд, наиболее сильные.
С 2001 года начался широкомасштабный эксперимент по модернизации структуры и содержания общего среднего образования, внедрению новых учебников и их комплексов. По результатам эксперимента появились и были внедрены в практику российского образования новые учебники не только развивающего обучения (система Эльконина–Давыдова), но и массового развивающего образования («Школа 2000…», «Школа 2100», «Гармония» и т.п.). Смею утверждать, что массовое внедрение развивающего обучения стало результатом развития рынка книгоиздания в нашей стране, который начал формироваться в 1990-х годах.
Многообразие учебной литературы и подходов авторов к созданию учебников было ответом на желание учителей уйти от традиционного метода преподавания. В этих условиях, прежде всего в начальной школе, появлялись целостные комплекты учебников и даже образовательные системы, нацеленные на новый результат и использующие современные методы преподавания. Например, вместо объяснительно-иллюстративного метода преподавания учителя начальной школы стали шире использовать
новые, свойственные развивающему образованию проблемные методы.Российские школьники научились читать «про себя» и понимать текст, отвечая на вопросы учителя о прочитанном (до этого чтение вслух рассматривалось как главный критерий умения читать).
Благодаря этому комплексу мер ученикам начальной школы удалось достичь невероятных результатов.
Что касается основной и старшей школы, они пока внушают нам лишь сдержанный оптимизм. Хотя ФГОС на этих ступенях образования по своим подходам совпадает со стандартом начальной школы, широкого внедрения в основной и старшей школе современных методов преподавания так и не произошло. Да и на уроках по-прежнему господствует объяснительно-иллюстративный метод преподавания. Ведь ориентиром для всех педагогов служит ЕГЭ. А он в большой степени нацелен на усвоение прочных знаний, а не на выращивание креативного мышления, навыков совместного разрешения проблем и других глобальных компетенций. Именно поэтому в международных исследованиях качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS) результаты учащихся сравнительно высоки (Россия входит в десятку стран мира с лучшим школьным образованием), а в международных исследованиях образовательных достижений учащихся (PISA), проверяющих жизненные навыки, результаты оказываются существенно ниже. Россия занимает всего лишь 20–30-е места в мире, не входя в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.
Вернемся к учебникам по
развивающему образованию.Майский (2018 г.) указ президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определил в качестве одной из важнейших целей «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Для ее достижения необходимо решить задачу «внедрения на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс».
Результаты методов и учебных материалов, позволивших нам добиться успехов в «началке», позволяют утверждать: для достижения целей, поставленных в майском указе необходимо внедрить развивающее образование на всех ступенях школы.
И ситуация, сложившаяся на рынке учебников, позволяет это сделать.
Так вышло, что все российские издательства, специализирующиеся на выпуске развивающих учебных пособий, были небольшими и издавали, как правило, учебники одной образовательной системы. В процессе укрупнения издательств, которое началось несколько лет назад, многие развивающие учебники вообще перестали выпускать. И это была колоссальная потеря не только для развивающего обучения, но и для образования в целом.
А теперь благодаря издательству
«БИНОМ. Лаборатория знаний» учебники по развивающему образованию возвращаются в школы – в издательстве собраны лучшие образцы развивающих учебников для начальной школы образовательных систем Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова, «Гармонии», «Учусь учиться» и т.п.
Только не нужно никаких циркуляров, учителя сами в состоянии разобраться, по каким учебникам достигается лучший результат.
Не нужно мешать им встретиться – учителю и книге.
Александр Вахрушев,кандидат биологических наук, доцент,
автор учебников, лауреат Премии Правительства РФ в области образования,
советник Генерального директора издательства «Бином. Лаборатория знаний»Электронная газета "Вести образования"
На развитие сайта