Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

В.Т.Кудрявцев: В своем "детском" личностном развитии одаренный ребенок не успевает за собственными "взрослыми" достижениями

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 109
  •  
    • 0
В.Т.Кудрявцев
В.Т.Кудрявцев

Обращение к магистрантам программы МГПУ «Развитие детской одаренности»


Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Так случилось, что центр моих научных и научно-практических интересов (подробнее они них – на сайте tovievich.ru) уже с 40 лет, со времен студенчества занимает проблематика творчества. Все эти годы я искал и продолжаю искать в этой сфере ключ к своеобразию того, что называют «человеческим в человеке» и специфическим формам его развития. Естественно, здесь мы выходим за рамки психологии и движемся в более широкой антропологической перспективе, вовлекая в это движение все семейство наук о человеке.

Диалектика (если ее учить по Гегелю) такова: в «высшем», развитом мы находим ориентир к познанию «низшего», неразвитого, развивающегося. Исток без реки уходит никуда. Куда – остается гадать. Лишь имея, пусть самое общее представление о реке (допустив ее существование), вы можете задать вопрос «Откуда?» и заняться его исследованием. Так и здесь: именно анализ природы развитого («высшего») открывает путь к познанию неразвитого («низшего») и его преобразованию в развитое, а не наоборот. Только хотя бы предварительно разобравшись в том, как рождаются бессмертные творения в сфере искусства, науки, техники, можно по существу понять, как ребенок решает новую для себя учебную задачу, и нащупать в его элементарных мыслительных актах потенциальные точки большого «творческого роста». А в решении учебной задачи по-настоящему обретаются знания, умения и навыки «на каждый» день», которые к творчеству, на первый взгляд, никакого отношения не имеют. От вершин таланта – к «ЗУНам», а не наоборот. От «ЗУНов» и даже от суммы «способностей» - к таланту и одаренности не придти.

Впрочем, в жизни не все так просто, как выглядит в «методологии».

Можно выделить три аспекта изучения одаренности и, соответственно, практической работы с одаренными людьми, одаренными детьми.

Первые два – традиционны.

Первый аспект – выявление и оценка (диагностика) одаренности. Второй – создание условий для развития одаренности в образовании.

Прекрасно, что взрослые ищут и находят одаренных детей. Замечательно, что для них открывают детские сады и школы, группы и классы. Отрадно, что больше 20 лет назад у нас разработана содержательная «Рабочая концепция одаренности» (мне довелось быть ее рецензентом). Можно приветствовать сам факт наличия в России специальной федеральной программы поддержки детской одаренности.

Конечно, в таких случаях есть риск впасть в «компанейщину». Мы порой возводим типовые оранжереи для выращивания одаренности, используя усредняющие, а иногда и просто инвалидные методы для оценки творческих достижений. Не рассчитанные на фиксацию уникальности этих достижений, в основе которых может лежать, например, так называемая «латентная» (скрытая) одаренность. И получаем в оранжерейных условиях примерно один и тот же набор психологических проблем, которые испытывают дети. Но это – «техническая» проблема, которую можно решит в «рабочем порядке».

Хуже, что в стороне чаще всего остается третий аспект изучения и поддержки одаренности. Он связан с принятием ребенком собственной одаренности. Я так это и называю «дар принять дар». Эта сторона дела и интересует меня, в первую очередь. Очень хотел бы, чтобы заинтересовала и вас.

Ребенок ведь сам по себе «не подозревает» о собственной одаренности. Это взрослое сообщество «приподнимает» его, «ставит на табуреткочку», с которой он демонстрирует ему свои достижение. Под восторги и овации, к которым очень скоро начинает чувствительно прислушиваться (это, как вы знаете, свойственно и ребенку, и «таланту»). И со временем – стремиться оправдать взрослые ожидания. А если аплодисменты чуть жиже? Если в один прекрасный момент вокруг «табуреточки» никто не собрался? Это для него – драма и, возможно, травма на всю жизнь.


Одаренные дети, одаренные люди сами для себя становятся неподъемными камнями или создают такие камни, которые не в силах поднять. Одаренные дети часто «не успевают сами за собой»: в своем детском (порой инфантильном) личностном развитии – за собственными «взрослыми» («сверхвзрослыми») достижениями. Этот разрыв имеет тенденцию закрепляться и становится более резким с возрастом. Б. Пастернак, по сути, констатировал именно эту ситуацию: «Талантов много. Духу нет». «Как личность я куда крупнее своего таланта» - признания наподобие этого, принадлежащего С. Дали, крайне редки. В нем звучит не гипертрофированно завышенная, а вполне адекватная самооценка, характеризующая нормальное соотношение «человеческого в человеке». Личность больше отдельного достижения или даже всей совокупности самых ее выдающихся достижений. В «избыточных» эффектах ее развития – «секрет» новых достижений. Да и прежних – до конца «не разгаданный», в принципе, не «разгадываемый».

Быть талантливым просто. Чуть сложнее сделать так, чтобы талант был принят другими. Но самое сложное - принять свой талант самому. Судьба таланта предрешается именно на этой инстанции. Специфическое в одаренности, на мой взгляд, - это проблема принятия и самопринятия человека с высоким творческим потенциалом. А не сам по себе этот потенциал и его масштаб.

Необходима новая расстановка приоритетов в поддержке одаренности. Развивающих образовательных программ сейчас много, но само по себе их введение не снимает главной проблемы.

Дар принять дар – свой или чужой – особый. Именно об этом мы и поговорим на наших лекциях-встречах, которые начнутся во втором семестре. Разумеется, с удержанием и попыткой по-новому осмыслить первые два аспекта изучения одаренности.

А до встреч предлагаю – в предварительном порядке – подумать над несколькими вопросами:

1. В чем своеобразие «социальной ситуации» (Л.С. Выготский) одаренного ребенка?

2. В чем специфика «личностного профиля» одаренного ребенка?

3. Как сделать так, чтобы растущая личность не находилась в изнурительном «соревновании» с собственными достижениями.

4. Каким должно быть психологически оптимальное отношение взрослого сообщества, в целом, к детской одаренности?

В.Т. Кудрявцев,
доктор психологических наук,
профессор




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Образовательный портал "Эврика" - к юбилею Л.А.Венгера
26-05-2015
Образовательный портал "Эврика" - к юбилею

Одна из задач, которую блестяще удалось решить Л.А.Венгеру, заключалась в том, чтобы понять с позиций культурно-исторического
100 лет со дня рождения А.В.Запорожца
12-09-2005
100 лет со дня рождения А.В.Запорожца

Короткое расставание и новая встреча
21-03-2004
Короткое расставание и новая встреча

  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Октябрь 2024 (33)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх