В.Т.Кудрявцев Обращение к магистрантам программы МГПУ «Развитие детской одаренности»
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Так случилось, что центр моих научных и научно-практических интересов (подробнее они них – на сайте
tovievich.ru) уже с 40 лет, со времен студенчества занимает проблематика творчества. Все эти годы я искал и продолжаю искать в этой сфере ключ к своеобразию того, что называют «человеческим в человеке» и специфическим формам его развития. Естественно, здесь мы выходим за рамки психологии и движемся в более широкой антропологической перспективе, вовлекая в это движение все семейство наук о человеке.
Диалектика (если ее учить по Гегелю) такова: в «высшем»,
развитом мы находим ориентир к познанию «низшего»,
неразвитого, развивающегося. Исток без реки уходит никуда. Куда – остается гадать. Лишь имея, пусть самое общее представление о реке (допустив ее существование), вы можете задать вопрос «Откуда?» и заняться его исследованием. Так и здесь: именно анализ природы развитого («высшего») открывает путь к познанию неразвитого («низшего») и его преобразованию в развитое, а не наоборот. Только хотя бы предварительно разобравшись в том, как рождаются бессмертные творения в сфере искусства, науки, техники, можно по существу понять, как ребенок решает новую для себя учебную задачу, и нащупать в его элементарных мыслительных актах потенциальные точки большого «творческого роста». А в решении учебной задачи по-настоящему обретаются знания, умения и навыки «на каждый» день», которые к творчеству, на первый взгляд, никакого отношения не имеют. От вершин таланта – к «ЗУНам», а не наоборот. От «ЗУНов» и даже от суммы «способностей» - к таланту и одаренности не придти.
Впрочем, в жизни не все так просто, как выглядит в «методологии».
Можно выделить
три аспекта изучения одаренности и, соответственно, практической работы с одаренными людьми, одаренными детьми.
Первые два – традиционны.
Первый аспект – выявление и оценка (диагностика) одаренности. Второй – создание условий для развития одаренности в образовании.
Прекрасно, что взрослые ищут и находят одаренных детей. Замечательно, что для них открывают детские сады и школы, группы и классы. Отрадно, что больше 20 лет назад у нас разработана содержательная «Рабочая концепция одаренности» (мне довелось быть ее рецензентом). Можно приветствовать сам факт наличия в России специальной федеральной программы поддержки детской одаренности.
Конечно, в таких случаях есть риск впасть в «компанейщину». Мы порой возводим типовые оранжереи для выращивания одаренности, используя усредняющие, а иногда и просто инвалидные методы для оценки творческих достижений. Не рассчитанные на фиксацию уникальности этих достижений, в основе которых может лежать, например, так называемая «латентная» (скрытая) одаренность. И получаем в оранжерейных условиях примерно один и тот же набор психологических проблем, которые испытывают дети. Но это – «техническая» проблема, которую можно решит в «рабочем порядке».
Хуже, что в стороне чаще всего остается третий аспект изучения и поддержки одаренности. Он связан с принятием ребенком собственной одаренности. Я так это и называю
«дар принять дар». Эта сторона дела и интересует меня, в первую очередь. Очень хотел бы, чтобы заинтересовала и вас.
Ребенок ведь сам по себе «не подозревает» о собственной одаренности. Это взрослое сообщество «приподнимает» его, «ставит на табуреткочку», с которой он демонстрирует ему свои достижение. Под восторги и овации, к которым очень скоро начинает чувствительно прислушиваться (это, как вы знаете, свойственно и ребенку, и «таланту»). И со временем – стремиться оправдать взрослые ожидания. А если аплодисменты чуть жиже? Если в один прекрасный момент вокруг «табуреточки» никто не собрался? Это для него – драма и, возможно, травма на всю жизнь.
Одаренные дети, одаренные люди сами для себя становятся неподъемными камнями или создают такие камни, которые не в силах поднять. Одаренные дети часто «не успевают сами за собой»: в своем детском (порой инфантильном) личностном развитии – за собственными «взрослыми» («сверхвзрослыми») достижениями. Этот разрыв имеет тенденцию закрепляться и становится более резким с возрастом. Б. Пастернак, по сути, констатировал именно эту ситуацию: «Талантов много. Духу нет». «Как личность я куда крупнее своего таланта» - признания наподобие этого, принадлежащего С. Дали, крайне редки. В нем звучит не гипертрофированно завышенная, а вполне адекватная самооценка, характеризующая нормальное соотношение «человеческого в человеке». Личность больше отдельного достижения или даже всей совокупности самых ее выдающихся достижений. В «избыточных» эффектах ее развития – «секрет» новых достижений. Да и прежних – до конца «не разгаданный», в принципе, не «разгадываемый».
Быть талантливым просто. Чуть сложнее сделать так, чтобы талант был принят другими. Но самое сложное - принять свой талант самому. Судьба таланта предрешается именно на этой инстанции.
Специфическое в одаренности, на мой взгляд, - это проблема принятия и самопринятия человека с высоким творческим потенциалом. А не сам по себе этот потенциал и его масштаб.
Необходима новая расстановка приоритетов в поддержке одаренности. Развивающих образовательных программ сейчас много, но само по себе их введение не снимает главной проблемы.
Дар принять дар – свой или чужой – особый. Именно об этом мы и поговорим на наших лекциях-встречах, которые начнутся во втором семестре. Разумеется, с удержанием и попыткой по-новому осмыслить первые два аспекта изучения одаренности.
А до встреч предлагаю – в предварительном порядке – подумать над несколькими вопросами:
1. В чем своеобразие «социальной ситуации» (Л.С. Выготский) одаренного ребенка?
2. В чем специфика «личностного профиля» одаренного ребенка?
3. Как сделать так, чтобы растущая личность не находилась в изнурительном «соревновании» с собственными достижениями.
4. Каким должно быть психологически оптимальное отношение взрослого сообщества, в целом, к детской одаренности?
В.Т. Кудрявцев,доктор психологических наук,
профессор
На развитие сайта