Феликс Сохин - поэт, который учил детей говорить
31 января 2013 г. исполнилось 85 лет с дня рождения выдающегося психолога, педагога и лингвиста
Феликса Алексеевича Сохина. Ф.А.Сохин совершил «тихую» революцию в сфере теории и практики развития детской речи. Ему, интеллигентному, деликатному, фантастически скромному и миролюбивому, был чужд пафосный грохот научных ниспровержений. Он предпочитал все делать «в рабочем порядке». Незаметно, но на корню, ломая вековую педагогическую мифологию, Ф.А.Сохин показал, что развитие речи в дошкольном возрасте зиждется не на подражании речевым образцам взрослых, а на творчестве ребенка, не на пассивной индукции этих образцов, а на активном, конструктивном обобщении явлений языка и речи, не на постепенном заполнении детских голов все более сложной лексикой и грамматическими схемами, а на вызове и поддержке у ребенка вполне сознательного интереса к языковому материалу и принципам его организации. «Дошкольное детство - языковая эпоха», любил повторять Феликс Алексеевич.
Философ и востоковед А.М.Пятигорский однажды заметил: «Интерес - это больше, чем талант»... Интерес ребенка к языку - вроде бы он очевиден. Но вот, шестилетке предлагают ответить на вопрос: какое слово длиннее -
кот или
котенок? Ребенок уверенно отвечает:
кот! Кот ведь больше котенка... Но вопрос-то задан о словах, а не о том, что они обозначают. Это значит, что ребенок не выделяет слово из ряда других объектов. А чтобы зародился интерес, надо выделить, абстрагировать, первоначально обобщив, осознать. «Натаскать» на это невозможно - это особая творческая работа, которую проделывал стихийно каждый из нас в детстве. Например, сочиняя слова наподобие «почтаника» или «починщика», о которых К.И.Чуковский так ярко и глубоко писал в своей книге «От двух до пяти». Словотворческий эксперимент позволяет ребенку в первом приближении понять, как образуется слово, как оно «делается». И оказывается, что «сделано» оно совсем не так, как машинка, карандаш или ножницы. Повторимся: это происходит спонтанно. А взрослые заставляют затверживать свой лексикон, позднее законы его «архитектуры». Слова потом «отскакивают от зубов», но без чувства, смысла, фантазии, живости. Ребенок не говорит, а лишь «озвучивает» языковые штампы взрослых. И то, что в этом мире вдруг появляются поэты, которым, кстати, был Феликс Алексеевич, просто поражает!
Но Ф.А.Сохин не рассчитывал на «вдруг». Он придумывал принципы и изобретал способы, применяя которые педагог смог бы помочь ребенку овладеть даром слова - повседневного, но человеческого и человечного, живого, звучащего, значащего, значимого. Для других и прежде всего - для самого себя. На базе исследований, проведенных им и его сотрудниками в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР (здесь нужно упомянуть еще и о десятках, сотнях учеников и последователей со всей страны) была разработана уникальная система развития речи в дошкольных учреждениях. После кончины Ф.А.Сохина эту работу продолжила его ученица, известный дошкольный педагог проф. О.С.Ушакова. Сделанное коллективом Ф.А.Сохина - О.С.Ушаковой ныне не только утратило своей актуальности, но и максимально востребовано в практике российского дошкольного образования. Сегодня я сотрудничаю с О.С.Ушаковой и другой ученицей Ф.А.Сохина Е.М.Струниной в рамках
проекта развивающего дошкольного образования «Тропинки».
...Феликс Алексеевич писал замечательные стихи. Без них никогда не обходились его любимые женщины-коллеги по Институту, когда там отмечалось 8 марта. Ф.А.Сохин не оставил женщин без своего стихотворного поздравления и 8 марта 1989 года, которое прислал из больницы. А 9 марта его не стало.
И еще одно воспоминание. 30 лет назад воротами Института дошкольного воспитания, которому я отдал два десятилетия своей профессиональной жизни, стала дверь лаборатории развития речи, куда я после института я был направлен младшим научным сотрудником, чтобы «скоротать» полтора месяца до поступления в аспирантуру. Лаборатория, как и значительная часть помещения, которое Институт арендовал в Климентовском переулке у Москворецкого РОНО, располагалась в символичном для науки подвале. До дверей я сразу не дошел - потому что там же, в подвальном коридоре на кресле, весь в дыму, бумагах и... красивых женщинах сидел Феликс Алексеевич. Это было его место для индивидуального общения, где он часами что-то обсуждал с сотрудницами, которые - неохотно! - сменяли друг друга, консультировал кого-то из аспирантов (вдохновлял, как Учитель), правил тексты прямо на коленях в присутствии авторов (редактор - еще одна профессия и талант Ф.А.Сохина).
Дождавшись своей очереди нырнул в дым и я. Нырнул и сразу попал в удивительный мир... Но об этом можно рассказывать долго.
По теме на сайте:-
В.Т.Кудрявцев. Перспективные направления исследований детской речи
На развитие сайта