Л.С.Выготский в Ташкенте. В чем только ни упрекали Л.С. Выготского при жизни и продолжали упрекать после смерти? Очень часто в том, против чего он решительно и бескомпромиссно выступал. Например, в том, что его культурно-исторический подход «глуха» к этнокультурному своеобразию людей.
Действительно, этот подход не может похвастаться широтой полевых исследований на разных этнических выборках. Но двум известным экспедициям А.Р. Лурия в Среднюю Азию Выготский – противник и критик «колонизационного подхода» - придавал фундаментальное значение и даже предложил программу исследований в этом направлении. И не его вина, что эти исследования, едва начавшись, были свернуты под сурдинку уже начавшейся травли педологов). Он с иронией отреагировал на телеграмму Лурии, в которой тот сообщал, что «у узбеков нет иллюзий». Иллюзий – в чьем понимании, европейских специалистов в области психологии восприятия, отражающем среднеевропейский образ жизни, в который вплетены акты восприятия мира?
Идея Выготского проста: на волне социальных преобразования с опорой на культурную самобытность этноса его представители способны овладеть универсальным культурным инструментариям. Ни этническая, ни расовая принадлежность не может стать ограничителем освоения для универсального культурного инструментария. Ограничивать может только социальное неравенство, залог ликвидаций которого – в первую очередь, равноправный доступ к
качественному образованию как один из главных результатов социальных преобразований. А любая культура, этническая и «общечеловеческая» (а любая этнокультура является уникальной вариацией «общечеловеческой», иначе мы будем вынуждены отлучить ее носителей от «человеческого рода») - это исторически сложившийся опыт «самовладения», опыт произвольности, опыт свободы. Или это – не культура. «Культурный человек» переходит улицу на зеленый свет, даже не догадываясь о том, что трехфазный светофор изобрел для него темнокожий Гаррет Морган, сын освобожденных рабов. «Культурный человек» не терпит болей, обращаясь к новокаину, синтезированному афроамериканцем Перси Дулианом…
Научные упреки Выготского переросли в идеологические погромы. Причем советские погромщики-современники Выготского – вегетарианцы в сравнении с представителями современного западного мультикультурализма. В их представлении Выготский – «эпистемический расист», европейский, а то и еврейский этноцентрист. Кстати, когда В.В. Давыдов в начале 80-х организовал первую в СССР большую конференцию, ему выговаривали в партийных верхах: что вы носитесь с этой «еврейско-сионистской» теорией Выготского. Еще и сионист! По тем временам – чудовищный криминал. Правда, дочь Выготского Гита Львовна рассказывала, что в Нью-Йорке после доклада к ней подошел темнокожий активист и в чувствах произнес: «Спасибо Выготскому за негров!»…
На этих сюжетах подробно останавливается А.Д.Майданский к статье Л.С.Выготского «К вопросу о плане научно-исследовательской работы по педологии национальных меньшинств», опубликованной в журнале «Наука. Искусство. Культура» (2022. №1). Статью вместе предисловием можно скачать в формате PDF:
kulturno-istoricheskij-i-kolonizacionnyj-podhody-v-jetnopsihologii-detstva.pdf [511,46 Kb] (cкачиваний: 52)
Посмотреть онлайн файл:
kulturno-istoricheskij-i-kolonizacionnyj-podhody-v-jetnopsihologii-detstva.pdfВладимир Кудрявцев
На развитие сайта