Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

И.В.Вачков. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде

  • Закладки: 
  • Просмотров: 267
  •  
    • 0

Игорь Викторович Вачков


В первое десятилетие XXI в. проблема полисубъектности оказалась в фокусе внимания специалистов и породила несколько новых направлений в изучении саморазвития и соразвития субъектов образовательной среды. Можно смело утверждать, что с позиций полисубъектного подхода могут быть по-новому осмыслены некоторые реалии современной практики образования (например, особенности взаимодействия учителей и обучающихся в информационно-коммуникационных средах), предложены новые психолого-педагогические технологии, намечены пути преодоления традиционных образовательных проблем.


Приведены методологические основания разрабатываемого автором полисубъектного подхода к педагогическому взаимодействию. Раскрыта сущность понятия полисубъектного взаимодействия среди других видов педагогического взаимодействия. Это понятие определяется автором как такая форма непосредственного взаимодействия субъектов друг с другом, которая способна порождать их взаимную обусловленность, особую степень близости отношений, наиболее благоприятные условия для развития и характеризуется особым типом общности — полисубъектом. Полисубъект понимается как целостное динамическое психологическое образование, отражающее феномен единства развития субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях. Сущность полисубъекта проявляется в способности к творческой активности, к осознанию системы отношений между субъектами, к образованию общего семантического пространства, а также в способности к преобразованию окружающего мира и себя, способности выступать как целостный субъект, развивая субъект-субъектные отношения с другими общностями. В системе развивающего образования полисубъектное взаимодействие в общности «учитель — обучающиеся» является результатом развития субъектности всех членов общности. В качестве видов взаимодействия рассмотрены субъектно-отчужденное, субъект-объектное и субъект-субъектное взаимодействия. В рамках последнего выделяются деятельно-ценностное и собственно полисубъектное. Представлена также типология общностей, образующихся в процессе разных видов взаимодействия, включающая совокупность предсубъектов, атомарный коллективный субъект, корпоративный коллективный субъект и полисубъект. Критериальными признаками полисубъектности, отражающими важнейшие свойства субъектности — способность к познанию, формированию отношения и преобразованию, — выступают соответственно способность к рассмотрению себя и общности как целостности, способность к осознанию системы отношений между субъектами и направленность деятельности на развитие себя и Другого.

Ключевые слова: субъект, субъектность, полисубъект, субъект-субъектное взаимодействие, субъект-объектное взаимодействие, полисубъектное взаимодействие, общность «учитель — обучающиеся».

Опуб.: Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 36–50.

Скачать статью в формате PDF: vachkov_11-02pp36-50.pdf [235,54 Kb] (cкачиваний: 22)
Посмотреть онлайн файл: vachkov_11-02pp36-50.pdf




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх