Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

В.В.Нуркова. Культурное развитие эмпатии-отождествления и эмпатии-моделирования

  • Закладки: 
  • Просмотров: 119
  •  
    • 0

Вероника Валерьевна Нуркова


За явлениями, объединенными в современной литературе термином эмпатия, стоят различные культурные технологии организации двух качественно специфичных и чередующихся в жизненной практике человеческих сообществ форм совместной деятельности.


Актуальность. Статья развивает концепцию своеобразия функций, структуры и генезиса эмпатии-отождествления (ЭО) и эмпатии-моделирования (ЭМ). ЭО рассматривается как сложившийся в антропогенезе психологический инструмент организации совместной деятельности типа моноролевой коалиции и заключается в способности к присвоению эмоциональных состояний другого человека. ЭМ представляет собой культурную технологию поддержания совместной деятельности типа полиролевой координации, что требует от субъекта деятельности способности к созданию и удержанию в сознании динамичной репрезентации психического состояния другого человека при сохранении аутентичности осознавания своего психического состояния. Поэтому необходимым видится развернутый анализ своеобразных идеальных форм и сообразных им систем культурных средств при становлении обеих форм эмпатии как высших психических функций.

Целью статьи является экспликация качественного своеобразия ЭО и ЭМ как высших психических функций в отношении социальной ситуации их развития и арсенала задающих содержание и траекторию этого развития идеальных форм, культурных средств и технологий.

Описание хода исследования. С позиций культурно-эволюционного и деятельностного подходов проведен концептуальный анализ литературы, релевантной коннотативному полю предложенных конструктов ЭО (аффективная эмпатия, эмоциональное заражение, эмоциональная мимикрия, имитация) и ЭМ (теория психического, обыденная психология, ментализация, эмоциональный интеллект) с точки зрения культурной детерминации их развития в онтогенезе.

Результаты исследования. Обосновано, что ЭО формируется в процессе диадического совместного переживания ребенком со взрослым различных психических состояний, которые взрослый означивает сначала в наглядном плане, а затем в вербальном. Дальнейшее развитие ЭО происходит в игровой деятельности, вклю- чающей воображение. ЭО редко достигает уровня полной произвольной регуляции и нуждается в опоре на внешние культурные средства. ЭМ производна от диалогической природы мышления человека. В онтогенезе ЭМ формируется по двум сходящимся линиям. С одной стороны, овладение ментальным лексиконом служит основой «эмоциональной грамотности», а, с другой, ЭМ является результатом интериоризации специфической социально-коммуникативной позиции — автономинации взрослого как ментального агента в третьем лице. Особую значимость для развития ЭМ имеет сюжетно-ролевая игра с субъективным «одушевлением» игрушки. В старшем возрасте в качестве культурных практик развития ЭМ выступают различные формы драматизации, в частности, театральная деятельность.

Выводы. ЭО и ЭМ имеют различные источники, движущие силы, идеальные формы и социо-культурные технологии формирования. Своеобразие линий культурной детерминации развития ЭО и ЭМ связано с различием их функциональной роли в организации совместной деятельности.

Для цитирования: Нуркова, В.В. (2020). Культурное развитие эмпатии-отождествления и эмпатии-моделирования. Национальный психологический журнал, (4) 3-17 https://doi.org/10.11621/npj.2020.0401

Скачать статью в формате PDF: nurkova-kulturnoe-razvitie-jempatii-otozhdestvlenija.pdf [740,95 Kb] (cкачиваний: 6)
Посмотреть онлайн файл: nurkova-kulturnoe-razvitie-jempatii-otozhdestvlenija.pdf




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Международная научно-практическая конференция «Культурно-исторические тенденции развития профессиональной деятельности» (информационное письмо)
11-10-2020
Международная научно-практическая конференция

18 декабря 2020 года на базе Московского городского педагогического университета пройдет Международная научно-практическая
V Межрегиональная  Зимняя Психологическая Школа (Воронеж, 1-3 февраля 2013)
28-11-2012
V Межрегиональная Зимняя Психологическая Школа

Понятие ведущего типа деятельности
19-12-2005
Понятие ведущего типа деятельности

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх