Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Плоды неосознанного воспитания и сознательного взросления. Психолог Паата Амонашвили о том, общение детей и взрослых интересным и развивающим

  • Закладки: 
  • Просмотров: 812
  •  
    • 0
Паата Амонашвили
Паата Амонашвили. Фото: lera-guseva.gallery.ru

Президент Международного центра гуманной педагогики, психолог Паата Амонашвили (Грузия) на конференции «Крутые практики» Университета детства рассказал, как общаться и во что играть с детьми, чтобы ребятам было интересно со взрослыми и интересные взрослые вырастали из них самих.

Принципы общения с детьми

Для того, чтобы дети росли защищенными и развивались, в совместном общении педагогам и родителям важно давать им почувствовать три вещи.

1. Безусловную любовь

Даже не защищенность, а именно любовь. Так общение со взрослым углубляется, происходит взаимное притяжение. Любовь — это основа гуманно-личностных методик.

«Вопрос в том, чтоб ребенок чувствовал себя любимым в каждый момент. Это чувство может пропадать, когда родители повышают голос или раздражаются», — отмечает Паата.

Раздраженный человек не может распространять ауру любви, и тогда общение побеждают любые гаджеты.

Безусловная любовь подразумевает, что ребенок любим вне зависимости от того, что он делает, и что происходит вокруг. При этом дети получают от родителей намного больше.

2. Возможность выбирать

Авторитарный подход к воспитанию отталкивается от неприятия и основывается на принуждении. Авторитарный склад взрослого ума непременно приходит к вопросу: «Как заставить ребенка делать то, что он не хочет: есть кашу, делать зарядку, учиться».

Но дети обладают особой природой. Сила свободы толкает их сопротивляться тому, что другие выбирают за него.

«Как-то одна мама пожаловалась мне, что дети отказываются от приготовленной ею еды. Она, старается, готовит, зовет их к столу, но они ни к чему не притрагиваются. Оказалось, что мать ни разу не спросила детей, а что бы им хотелось съесть».

Это решается просто: достаточно продумывать различные альтернативы и предлагать детям из них выбирать. При этом альтернативы могут быть одинаково полезны с точки зрения родителей. Важен сам момент принятия решения ребенком.

3. Взрослость

Ребенок устроен так, что в первую очередь он хочет переживать чувство взрослости:

«Он хочет ускорить процесс взросления. Все дошкольники будут счастливы, если им предложить волшебную палочку, которая превратит их из дошкольников в первоклассников».

Дети, которые говорят, что не хотят взрослеть, делают это только в двух случаях:

когда испытывают на себе родительскую манипуляцию — их принуждают к чему-то, что они не хотят делать, используя аргумент «но ведь ты уже взрослый»,

когда не знают, какая она, взрослая жизнь, и поэтому боятся — при этом страх немедленно исчезает в совместной игре.


Давать детям чувство взрослости может вышеупомянутая практика выбора, а также игры, в процессе которых проигрывается взрослая жизнь и ребенок сталкивается с увлеченными взрослыми.

Как разнообразить досуг с учетом этих правил

Для того, чтобы в общении детям и взрослым было интересно и приятно друг с другом, есть немало возможностей.

4. Отправиться в путешествие

«Когда дочке было 5 лет, мы были в квартире одни. Я думал, чем же заняться, и внезапно предложил отправиться в путешествие. Дочка очень обрадовалась, мы достали карту и начали выбирать, куда поедем. Остановились на Италии».

К путешествию нужно было подготовиться:

Папа с дочкой сели за стол, взяли по листку бумаги и нарисовали себе вполне приличные «загранпаспорта».

Уже с ними перешли к другому столу и купили предварительно заготовленные билеты в Италию.

Уложили воображаемый чемодан.

Взяли такси, чтобы не опоздать на самолет, и в «поездке» рассказывали друг другу, что видят в окно, какие улицы проезжают.

Затем аэропорт, досмотр, регистрация.

Полет прошел отлично, и уже через несколько минут путешественники оказались в Риме. Затем во Флоренции, Венеции, Милане… Так, не выходя из комнаты, они объехали всю Италию. Паата заметил, что дочь в этот момент по-настоящему путешествовала.


«Игра становится возможной там, где в сознании ребенка на одну реальность накладывается другая — воображаемая. Ребенок прекрасно может оценить ситуацию, увидеть ее такой, какая она есть. Но видимая действительность такая же реальная для него, как и воображаемая. Две действительности начинают сосуществовать. Эту идею я беру за основу в любой игре».

Взрослому нужно попробовать так же окунуться в эту воображаемую реальность. Иначе фальшь будет заметна, и возникнут проблемы с взаимопониманием.

В такие игры можно и нужно добавлять воспитательные моменты:

«Мы зашли в магазин сувениров, и я сказал, что нужно здесь обязательно что-то приятное купить маме. Потому что невозможно обучить заботе. Заботу просто показывают».

Это не одноразовая игра — в неделю можно успеть «посетить» две-три страны. Путешествовать не только по Земле, но и лететь к звездам, используя ракету и звездный атлас.


Путешествия хороши и для детского сада. Группа может отправиться на экскурсию и поделиться затем впечатлениями от поездки.

5. Привнести в детский мир частичку взрослой жизни

Паата Амонашвили отмечает: «Во что дети играют, потом они то и живут». Поэтому стоит попробовать сделать взрослую жизнь еще интереснее и привлекательнее в их глазах.

Например, им очень нравятся увлеченные своей профессией взрослые. Можно выбрать из близких и друзей, приглашать их просто пообщаться, рассказать о своей работе.

Так, для приобщения к искусству, в сад к детям Паата однажды пригласил балерину. Она не только станцевала для ребят и рассказала о тайном языке, который используют артисты на сцене, но и научила их самих виртуозно исполнять «Танец маленьких лебедей». Детскому восторгу не было предела.

Есть и более масштабный проект, в котором дети и взрослые меняются ролями — девятидневный лагерь «Город солнца» в Грузии, где каждый ребенок становится гражданином, ему выдают паспорт и трудовую книжку.

В городе есть своя Конституция, и каждый человек обладает свободой выбирать. Важные решения на государственном уровне принимает Парламент. Учреждения города работают на его благо и ребенок может работать в любом из них: мэрия, медиацентр, Институт природы, почта — у ребят немало дел, пока взрослые ходят в школу.

«Это не игра в профессии, а очень большая воспитательная работа. Через каждое учреждение в ребенке воспитывается забота о городе, своих родных, близких и друзьях, само чувство дружбы, стремление к служению во благо. Все включены в это действо, и я никак не могу назвать его игрой».


Дети забывают здесь о своих мобильных устройствах и даже не заряжают их. Кроме того, смена ролей становится хорошим уроком для взрослых, которые в своих детях уже видят состоявшееся воспитание.

Например, взрослые в «Городе солнца» не могут сами зарабатывать деньги (прим. здесь есть своя валюта), а если им чего-то хочется, они должны попросить граждан — детей.

«Если ребенок сообщает маме: “Не куплю тебе абонемент в бассейн, потому что мне нужно денежку копить”. Или девочка говорит: “Мне некогда с тобой разговаривать. Не видишь, я же работаю?”, родителям становится очень горько. Иногда у них на глазах появляются слезы от осознания, что это же ровно то, что они сами давно уже говорят ребенку».

А когда результат неосознанного воспитания перестает нравиться, у родителей появляется шанс скорректировать свое поведение и перестроить общение, тем самым улучшив отношения в семье.

www.vogazeta.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Елена Смирнова о том, как сделать так, чтобы малышу в яслях было хорошо
09-02-2020
Елена Смирнова о том, как сделать так, чтобы

Мы вели семинар в МГППУ. "Лен, на секундочку взгляни на меня!" - сказал я и нажал кнопку камеры мобильника. Это было меньше 2 лет
О «Я –» и «Ты – сообщениях», а также «алгоритмах общения» взрослого с ребенком
09-06-2015
О «Я –» и «Ты – сообщениях», а также «алгоритмах

Ребенку важно почувствовать себя не только любимым, но и уважаемым
Домосед поневоле. Какие проблемы ждут ребенка, не попавшего в детсад (комментарий В.К.)
16-05-2011
Домосед поневоле. Какие проблемы ждут ребенка, не

  • Календарь
  • Архив
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Май 2024 (11)
Апрель 2024 (33)
Март 2024 (61)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх