Педагог, "образовитаель" Алексей Каспаржак Я – патриот школы. Эта фраза застряла у меня в голове после субботнего разговора с учителями. Небольшой школе, расположенной в селе, так сложно начать меняться.Сложно при всех своих заслугах признаться в том, что в ней не всё еще есть. И на каждое предложение кидаться с так знакомым «мы это уже делали». С этих слов начиналась моя работа в Тверской области, где тогдашний начальник департамента образования Муравьев с ехидной улыбкой сдерживал мои порывы. Те же слова звучали в «Артеке». Мы всё знаем, видели, делали. Гордые, довольные собой, многие так и не принявшие новое как изменения, а идеи не как воссозданные утраченные с годами традиции.
Образование само ненавидит себя. Считает, что в нем всё есть и было. Оно живет в иллюзиях побед на международных олимпиадах и советской школы. Мыслит ретроспективно, как престарелый человек. Охраняет и передаёт. Действует рутинно. Считает, что защищает честь, не допускает негативных оценок и ждёт только похвалы. Как ребёнок. Называет это патриотизмом и заживо хоронит себя в своих же заблуждениях. Выработанная за долгие годы привычка учительства, сводимая к массовой практике передачи знаний, не предполагает обратного действия.
Учитель всё знает. Всё уже в нем. Наличествующее бы успеть воткнуть в чем-то всё больше захламлённые головы. Компьютер, игры – вред. Толстой ещё не пройден.
Так и живем, производя себе подобных, не изменяющих себя в меняющемся мире людей, не желающих изменять себе в возможности прожить жизнь полной. Не оставаясь в плену своих заблуждений. Называя лень патриотизмом. И не желая меняться. Воинствующей серостью ополчаясь на все новое, другое. Не такое, как у нас. Мы тратим время на простые вещи, не требующие доказательств. Что мир разный, и в нем есть новые, интересные вещи. Что меняются все и мы. И сохранять себя в своём первозданном убожестве как минимум глупо. Что школа не место передачи знаний, а место их обмена или создания новых. Или точнее – место встречи. Что в процессе на равных участвуют взрослые и дети. Что школы должны меняться. Потому что только тогда в них интересно.
Ученикам скучно быть среди неизменных взрослых. Не меняющихся самих, заставляющих меняться детей.
Хотя даже не меняться и расти, а наполняться одним и тем же знанием, цена которому – клик. Литератору, закончившему читать и агитирующему других к чтению. Неискренним словам, не имеющим смысла, так переполняющим стены, глаза и головы, заявляющим миру в патриотическом бреду о только наших традициях и ценностях.
А что будет с тем, кто усомнился? Набрался смелости и показал, что все не так. Нашёл в утверждении о непревзойдённости изъян. О лидерстве – неточность. О силе – ошибку. Кто показал, что хорошо там, где жизнь бьёт ключом. И меняющий себя и мир тоже может совершить ошибку. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Довольствуясь достигнутым, охраняет неизменность, нарекая ее божеством. Силой. Традиционной ценностью. Хорошо, что школа – это просто школа. В неё можно попасть. И из неё можно выйти. Остаться при своём и, сделав новый вираж, вернуться к обидевшей слушателя мысли. А может, дело как раз в школе. И в том, что к выученному в ней сложно вернуться потом. Ведь из не сомневающейся в себе школы выходят несомненные подданные взамен граждан, сомневающихся в себе и мире.
Телеграм-канал «Слон в удаве»
На развитие сайта