Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Не так страшен Хагги-Вагги, как его малюют взрослые

  • Закладки: 
  • Просмотров: 239
  •  
    • 0

На полках детских магазинов лежат монстры - злые, бесполые, но развивающие интеллект. Насколько безопасны они для психики детей


"Хочу быть Хагги-Вагги", - заявил второклассник Миша маме. "Но это монстр", - осторожно возразила та. "Ну да, - согласился Миша, - пусть меня все боятся". И победно вскинул руку вверх: "Хоррор!"

В его кулаке безвольно трепыхалось антропоморфное существо из синего меха с треугольной головой и кровавой улыбкой с клыками. Тот самый Хагги-Вагги - герой хоррор-игры, ставший малышам мягкой игрушкой. Его можно купить на каждом шагу, а при желании и другие небинарные или с неопределенным полом игрушки. Почему? Разбирается "РГ".

Мистификация добра

С армией бесполых кукол и монстров детки ходят в детсад, прижимая их к сердцу, в школу, крепя на рюкзаках, и ложатся спать. "Давай играть в Майнкрафт", - приходилось не раз слышать. Это игра в монстров. Ей, как и Хагги-Вагги, надо отдать должное. Они развивают интеллект, моторику и фантазию. Разумеется, в мире игр добро побеждает зло, но "случайно" или по сценарию зло надевает маску добра. А потом к ней прирастает. Или наоборот. Хагги-Вагги родился доброжелательным, но, по игре, из-за аварии на фабрике игрушек превратился в кровожадного монстра. Да такого искрометного, что он стал любимчиком даже у подростков-зумеров и мемом Tik-Tok.

По такой же схеме размывания границ добра и зла в топ-тройку мегакрутых монстриков у детей рвется Танос - богатырь вселенной комиксов Marvel. Он тоже учит добром побеждать зло: добывает алмазы в шахтах, проходя все уровни жизни. И все для того, чтобы, пройдя пять уровней, отнять жизни у таких же добытчиков - Мстителей и стражей Галактики - и подарить их... Смерти. Почему именно ей, как маркер, создатели игры доходчиво втолковывают победителю: потому, что Танос - тоже античный герой. Он - брат Танатоса - олицетворения смерти в греческой мифологии. Вот Танос и "жаждет любви Смерти", раздобыв ей артефакты.

- Пап, а "жаждет любви смерти" - это как? - вопрос сына заставил тайком удалить игру из его смартфона, а игрушку "потерять". Теперь сын просит человека-паука Mattel. Он, по сценарию комикса, может быть и мальчиком, и девочкой. Как? Ни представлять, ни объяснять ребенку не знаю как. Но компания Mattel, та, что подарила миру Барби и Кена, уже показала детям линейку нейтральных кукол. Они еще могут быть третьим полом - "гендерной идентичностью".

И уже есть в магазинах.

Обаяние зла

По данным сетей "Детский мир" и Toy.ru, небинарных кукол у них нет. Что касается монстров и игр-страшилок, а на их основе продаваемых игрушек, они есть и они сертифицированы Роспотребнадзором. Но монстры, радужные единороги, десептиконы и роботы-трансформеры, спасая Землю от злых сил, умудряются ее между делом обезлюдить, что в играх идет фоном нормы.

- Зло с умом, развивая интеллект детей, проникает через игрушки, - убеждена эксперт Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Инга Юмашева, - и семья, а потом государство, если все будет оставаться как есть, рискуют упустить момент. Ведь игрушки, размывающие половую принадлежность, опасны. Это экстремистская продукция. Ее создателей и распространителей опасных мультфильмов, фильмов, книг мы могли бы карать. Кстати, в действующем УК есть статья 242 - "незаконное изготовление, оборот порнографических материалов или примеров". Нет воли ее использовать.

Сын просит человека-паука. Он может быть и мальчиком, и девочкой.

С Юмашевой согласны юристы: поправки к Конституции определили брак как союз женщины и мужчины, поэтому сохранение традиционных семейных ценностей - правовая норма. А игры с небинарностью - отклонение от нее, переходящее в изобретательный экстремизм. В этом юридическом пространстве, например, барби-трансгендеры незаконны, поэтому их нет в торговых сетях, но они есть у детей в руках.

Вот и выступают Русская православная церковь и Гиппократовский форум с инициативой внести в Госдуму законопроект, который бы юридически обосновывал запрет на продажу игрушек-трансгендеров на внутреннем рынке.

Сложнее с Хагги-Вагги и прочими радужными и "античными" монстрами, часто формально проходящими судебную экспертизу. Тут, похоже, общество вплотную встало перед данностью: создание сообщества экспертов психологов, педагогов и родителей для проведения сертификации игрушек на предмет их безопасности для психики детей неизбежно.

Поиск баланса

- Цензура родителей должна быть, - убежден доктор психологических наук, профессор МГПУ Владимир Кудрявцев, - ее можно назвать экспертизой, можно худсоветом с участием писателей, врачей, педагогов, которые были и раньше, например, при создании советских мультфильмов. Неспроста мир знает "Чебурашку и Крокодила Гену". Уже есть экспертиза у культового мультика "Маша и Медведь". Такая "цензура" давала и дает много: как коллективизм и чувство локтя не знали границ у Чебурашки, так и Машина индивидуальность не знает границ, делая мир детства добрее. Да, Чебурашка наивен, какими мы были в СССР, а Маша - хулиганка и крушитель стереотипов, но оба героя - отражение нас. Игрушки же внеземной тематики в лучшем случае учат успешности за счет других, давая прорастать в детях эгоизму и эгоцентризму, в худшем - исподволь намекают на кровожадность добра и создают ореол обаяния зла.

Так союз родительского и творческого согласия художников, если его не обременять статусом истины в конечной инстанции, даст основание фундамента. И у психологической, и у педагогической систем появится юридическое право останавливать то, что вредит детям. И калечащие психику и детство опасные игрушки будут сканироваться как сезонный насморк.

Хорошо известно, что любое изображение добра заведомо проигрывает даже не самому яркому изображению зла. Ад притягательнее для зрителя (читателя и т.д.), чем рай. Факт истории культуры и повседневной жизни (достаточно взглянуть на рейтинги сетевых новостей). Конечно, люди за победу добра над злом. Но даже в условно-изобразительном виде она тем весомее, чем выразительнее, сокрушительнее и изобретательнее зло. Картина кругов ада захватывает сильнее, чем то, что герой Данте сохраняет в себе человеческое (спасительную любовь, «что движет солнце и светила») там, откуда, казалось бы, выхода нет…

Таково обыденное восприятие. Проблема не в том, что Хагги-Вагги – исчадие зла. В народных сказках есть герои и пострашнее. Издатели вынуждены «вырезать» из них многое. Проблема в том, что взрослые обрушивают на детей шаблоны своего обыденного восприятия на детей, шаблоны хорошо продаваемые. Вроде бы, все правильно: монстр превращается в обнимашку и перестает быть страшным. Он и так напоминает жалковатую пародию на персонажа передачи «Улица «Сезам»»). Но вот ребенок заявляет: хочу быть, как Хагги-Вагги, чтобы наводить ужас на других. И, наоборот, дети часто бывают мудрыми и наивными адвокатами нашей с вами взрослости, которые цепляются за доброе в ней, при этом сами спасаясь от зла, которого и так слишком много в жизни. Одна девочка как-то сказала: «Баба Яга – не страшная! Просто она старенькая и больная и от этого бывает злой».

А взрослые все навязывают детям свои шаблонные «игры в хоррор», в которых гарантированно выигрывают «по деньгам». «Ничего личного, детка, - бизнес!» Как вы понимаете, особенности, детского мировосприятия – общие и индивидуальные, в расчет тут не принимаются. Повторю: травмируют не сами по себе игрушки, компьютерные игры, фильмы, а взрослые шаблоны, в них воплощенные и навязывающие то, что дети просто не могут осмыслить.

И еще раз: во главе «экспертного пула», который призван обречь детей от таких травм, должны быть именно родители.

Оценка родителей

Топ-6 опасных игрушек

1. Дюк-обманщик, поезд из мультфильма "Роботы-поезда". Сказка вроде о дружбе и спасении Дюка, чью IT-программу заразил вирус, но это сериал - фильм ужасов. Он отвечает на вопрос, откуда берутся дети: из пробирки или компьютерной программы, откуда дети-поезда приходят пачками на смену "сломанным" вирусами и, как рабы, обслуживают поезда, вроде Дюка.

2. Оверлорд, злой дух в мультфильме "Ниндзяго", основанном на игрушках LEGO. Абсолютное и честное зло.

3. Лорд Гармадон - "Мастер разрушения" и возрожденная злая форма наставника Ниндзя в сериале "Ниндзяго". Злодей, а к финалу - "святой Гармадон".

4. Воины "Ниндзяго" - Зейн, Кай, Ллойд, Джей, Ния (девочка), Коул - команда ниндзя сражается против сил зла методами зла. Когда не воюют, строят или охраняют тюрьмы, кладбища для призраков, мегаполисы для охранников заключенных.

5. Хагги-Вагги, персонаж компьютерной игры Poppy Playtime, созданной в 2021 году в Великобритании, ставший мягкой игрушкой. По задумке создателей, оно лучше всего умеет обниматься (huggy - англ. "обнимать"), но из-за катастрофы на фабрике оно стало монстром.

6. Аниматроники, звери-роботы, герои игры ужасов "Пять ночей у Фредди", где игрок должен выжить, охраняя пиццерию. Игра развивает склонность к депрессии и иным зависимостям.

Данные - ОП РФ

Владимир Емельяненко
Российская газета




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Страх надо знать в лицо!
31-01-2014
Страх надо знать в лицо!

Детско-взрослый мир ручной работы
25-09-2012
Детско-взрослый мир ручной работы

О детских игрушках (социологический анализ Фонда общественного мнения)
06-06-2011
О детских игрушках (социологический анализ Фонда

  • Календарь
  • Архив
«    Январь 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Январь 2023 (37)
Декабрь 2022 (64)
Ноябрь 2022 (62)
Октябрь 2022 (55)
Сентябрь 2022 (68)
Август 2022 (54)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх