Принято считать, что взрослые делают «открытия для других», тогда как дети - только «для себя», если речь не идет об исключительных случаях. Но результат «открытия для себя» - не столько «открытие Америк» и «изобретение велосипедов», сколько изменение в самом ребенке, возникновение у него новых способов деятельности, овладение которыми постепенно ведет к развитию детской личности. Открытые им «Америки» - это внутренние территории, а изобретенные им «велосипеды» - средства передвижения по этим территориям. Иначе, «открытие для себя» - это во многом «открытие себя», хотя довольно часто не осознаваемое самим «открывателем», и маленьким, и, даже чаще большим, самозабвенно покоряющим вершины достижений вовне. В итоге, «творческий рост» у такого покорителя не всегда совпадает с личностным, перегоняя его. Эта тема давно обсуждается в искусстве и философии в виде проблем совместимости «гения и злодейства», соотношения научного прогресса и этики, расхождения технологии и смысла и др. В психологии Л.С. Выготский связывал творчество с «созданием новых форм поведения». В таком понимании творчество - это всегда то, что называют жизнетворчеством, несколько выспренно, хотя и точно, самосозиданием. А еще точнее – самоизменением. Ребенок, во всяком случае, до школы обычно не фиксирует в сознании фактов такого самоизменения (в учебной деятельности младшего школьника рефлексия состояния «я сегодня не такой, как вчера» необходима), а просто движется в его «потоке», как бы сказал бы Михай Чиксентмихайи. Впрочем, для обозначения этого придумано много психологических терминов…
15 ноября 2022 г. в
Центральном доме ученых на заседании Секции психологии с публичным докладом на тему
"Феномен детской креативности" выступит доктор психологических наук, профессор
В.Т.Кудрявцев.Начало - в 18.30, Голубой зал.Адрес: ул. Пречистенка, д. 16.
Как добраться: м. Кропоткинская, выход из первого вагона из центра, трол. 5,15 – остановка "Дом ученых" или пешком по улице Пречистенка ~ 5мин.
На развитие сайта