Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Завтра мне на Сенатскую площадь…? Самопонимание учительской профессии

  • Закладки: 
  • Просмотров: 298
  •  
    • 0

Берштейн А.. Педагогика на кончиках пальцев». Введение в специальность. М. Образовательные проекты, 2012.


Предисловие Александра Асмолова к книге Анатолия Берштейна "«Педагогика на кончиках пальцев». Введение в специальность"

«И всё так же, не проще,
Век наш пробует нас –
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь,
Можешь выйти на площадь,
Смеешь выйти на площадь
В тот назначенный час?!»

Александр Галич
«Петербургский романс»


Можешь пойти в школу…? Смеешь войти в класс…? Отважишься ли побороть страх, что будешь не интересен своим ученикам?

Все эти вопросы пульсируют в сознании ищущего педагога – будь ли он воспитатель детского сада, школьный учитель или же преподаватель вуза… . И антропологическая профессия – профессия учителя – имеет смысл, пока такие вопросы живут в сознании тех, кто занимается сложнейшей из профессий − профессией взращивания человека. Как только ветер времени сдует эти вопросы из сознания, нужно решиться и сказать – это уже не моё. Я уже не учитель … и мне нужно искать другое дело.

…Когда я погрузился в книгу Анатолия Берштейна, память понесла меня по различным эпизодам собственной жизни. И среди этих эпизодов – тот, который описывается в первых её главах: о мироощущении людей, переживших вторжение в Чехословакию в 1968 году. Когда я прочёл в книге «Педагогика на кончиках пальцев» связанные с этим событием строки, я ещё раз поразился сродству наших душ. Анатолий Бернштейн моложе, я чуть старше, но мы из одной колыбели «шестидесятников» и (непривычное слово) «семидесятников». Где-то в конце 1970-х годов, слушая и переслушивая «Петербургский романс» Александра Галича, я решился положить на бумагу следующие строчки: «Завтра мне на Сенатскую площадь / Государь мой не примет парад. / Говорят: "Есть дороги попроще…", / Но и Бог с ним, / Пускай говорят… / Правда, в этой дороге теряем / Мы друзей донельзя дорогих, – / Но так надо, / И пусть они знают – / На Сенатскую выйдем за них…».

Эти строчки вспомнились мне, когда я невольно сравнивал смысловые интонации слов «завтра мне на Сенатскую площадь» и «завтра мне в школу».

Я не наивен. И не считаю, что многих учителей мучают те же ощущения, что мучает меня день за днем, год за годом. Они же мучают и Анатолия Берштейна. Смешно повторять пафосные слова, что труд учителя – это и труд, и подвижничество. Не только смешно, но порой и прекраснодушно-цинично. И в прежние годы, и сейчас это слишком часто полуправда. Но только, если это сплошная неправда, то играть роль учителя, педагога или воспитателя совершенно незачем.

Нужно ли сожалеть о тех учителях, которые спрятались от сложных вопросов, отказались от возможности стать мастерами взращивания личности? Подозреваю, что жесткий ответ звучит в той цитате из Карамзина, которую Галич выбрал эпиграфом к «Петербургскому романсу»: «Жалеть о нём не должно, / … он сам виновник всех своих злосчастных бед, / Терпя, чего терпеть без подлости — не можно…»

…Книга Анатолия Берштейна – это книга о феноменологии учительского труда, об учительских трудоднях. Когда-то Герцен, говоря о Гегеле, бросил весьма точную фразу: «”Феноменологию духа” Гегеля надо прострадать». «Введение в специальность» Анатолия Берштейна – это введение исследователя школьной жизни, который прострадал учительскую профессию.

Я задумался ещё и о том, можно ли полюбить человека, с которым ты редко встречался, чьё имя спряталось в закромах твоей памяти? Анатолия Берштейна в мой дом привела замечательная журналистка, замечательный человек, а потом соратник по журналу «Педология. Новый век» − Ирина Умнова. С тех пор мы время от времени лишь по касательной пересекались с Анатолием. Но перечитывая его книгу (которая выходит в свет под близким моему сердцу символом «Код непредсказуемости»), я не только открыл для себя её автора как человека … . Я задним числом осознал, что погружение в мир смыслов этой книги даёт мне основания сказать, что я и восхищаюсь этим человеком, и люблю его.

Поэтическое эссе «Введение в специальность» – это книга об искусстве взращивания личности, или точнее о том, как это искусство может наполнить собой учительскую профессию. Чтение книги помогло мне ясно увидеть, что как прежде, так и поныне люди, меняющие время, задаются сходными вопросами тогда, когда им предстоит сделать жизненный выбор: «завтра мне на Сенатскую площадь» – или же: «завтра мне в школу». Ради чего «завтра мне в школу», или «ради чего мне на Сенатскую площадь».

О таком судьбоносном выборе задумывался и мой учитель писатель Владимир Тендряков, когда писал свои книги о школе, о школе и педагогике достоинства. Об этом, прежде всего, его роман: «За бегущим днём» и другая педагогическая драма «Ночь после выпуска», которую цитирует Анатолий Берштейн. Именно о многих сторонах педагогической драмы и самопонимании учительской профессии повествует нам его книга «Педагогика на кончиках пальцев. Введение в специальность».

Завидую тем, кто неторопливо её прочтёт.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Информация к размышлению
22-03-2005
Информация к размышлению

Международные чтения памяти Л.С.Выготского
08-11-2004
Международные чтения памяти Л.С.Выготского

Московский семинар по культурно-исторической психологии
07-10-2004
Московский семинар по культурно-исторической

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (23)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх