Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

«Способность мыслить в школе опирается на потенциал воображения, который является даром дошкольного детства»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 248
  •  
    • 0

Иллюстрация: culture.ru


25.12.2023

«Воображение не архитектурное излишество воспитания, а его фундамент. Развитие воображения – приоритет дошкольного детства». В этом убежден профессор МГПУ и МГППУ, руководитель и автор проекта развивающего дошкольного образования Владимир Кудрявцев, который выступил на очередном вебинаре Института проблем образовательной политики «Эврика» 23 декабря. Его доклад был посвящен педагогике фантазии: зачем и как развивать воображение в детском саду и в начальной школе.



Именно в дошкольном детстве закладываются основные навыки и компетенции ребенка, которые он впоследствии реализует и в личной, и в общественной, и в профессиональной жизни. Одна из таких ключевых компетенций – это воображение как способность представить себя в какой-то необычной ситуации. Как правило, эта способность развивается в творчестве – например, в детских рисунках или в игре.

Достаточно вспомнить, как Малыш из знаменитой сказки Астрид Линдгрен придумал себе друга – Карлсона, или девочка из мультфильма «Варежка» силой своего воображения превратила обычную рукавицу в щенка.


В психологии есть теория о трех слагаемых креативного потенциала ребенка-дошкольника: реализм воображения; способность видеть целое раньше частей и преобразовательная инициатива.

Когда участникам вебинара в самом начале задали вопрос о том, чему учит ребенка фантазия, в числе предложенных вариантов ответов («выражать себя», «видеть мир по-особенному», «понимать других людей»), были и такие, как «рефлексировать» и «мыслить».



«Способность мыслить в школе опирается на потенциал воображения, который является даром дошкольного детства. И если верно то, что школа должна учить мышлению, то с не меньшим основанием можно сказать: детский сад должен воспитывать воображение, точнее, детей с развитым воображением. В том числе для того, чтобы они стали в школе думающими учащимися, а не школярами. И, конечно, с более дальним заделом – на всю жизнь», – пояснил Владимир Кудрявцев.

В середине 1990-х психолог из Смоленска Валентина Степанова провела исследование среди первоклассников и пришла к выводу о том, что успешное развитие графических навыков зависит от воображения. Если это качество не сформировано в дошкольном детстве, ребенок пишет коряво и небрежно.

Возникает вопрос: что общего между графическим навыком, предполагающим умение следовать образцу и подчиняться определенным правилам, и воображением, которое ассоциируется с неограниченной свободой? Оказывается, самая прямая.


Лев Выготский писал, что в игре ребенок делает то, что ему больше всего хочется и в то же время он подчиняется правилам, отказываясь от некоторых своих желаний. Благодаря игре с правилами рождается и развивается воля ребенка. Выготский рассматривал способность придерживаться правил как ключевую для готовности к школьному обучению. В игре формируются новые мотивы и потребности и зарождаются новые виды продуктивной деятельности.



Как отметил Владимир Кудрявцев, каждый этап жизни ребенка диктует ему новые правила игры: то, что можно делать в начальной школе, нельзя в подростковой; то, что приемлемо в старших классах или в вузе, неуместно в профессиональной деятельности. Для того, чтобы подготовиться к каждому новому этапу своей жизни, необходимо воображение, которое формируется в дошкольном возрасте.

Полноценному развитию детей в этот важный период их жизни способствуют качественные программы дошкольного воспитания.


Владимир Кудрявцев рассказал, что когда он создавал свою программу «Тропинки» для детей 3–7 лет, он думал прежде всего о том, через какие виды деятельности лучше развить воображение. И пришел к выводу, что наиболее оптимально это качество можно воспитать на занятиях физкультурой. Скажем, к формированию такого рутинного, на первой взгляд, навыка, как метание мяча, можно подойти творчески при условии, если поставить перед детьми задачу выразить в броске уверенность, задор или другое эмоциональное состояние.

Ведь в основе воображения – эмоции, чувства, а результат – в авторизации ребенка, его самореализации в спорте, рисунке, в словах, в танце, в общем, в тех видах деятельности, где ярче всего проявляются его уникальность и неповторимость.


По мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, воображение необходимо не только для успешной социализации (это утилитарный подход), но и просто как самоценность – наравне с такими, казалось бы, второстепенными качествами личности, как чувство юмора. Поэтому и педагогам, и родителям важно поощрять детскую фантазию, используя для этого самые разные поводы, в том числе новогодние поздравления и подарки.
__________________________________

Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов проводит серию вебинаров для родителей и педагогов на платформе «Навигатор для родителей». Здесь же публикуются видеозаписи вебинаров и презентации к ним. В частности, на этой платформе вы можете найти методики диагностики и развития детского воображения, разработанные профессором Владимиром Кудрявцевым специально для родителей. Свои вопросы вы можете присылать на email Владимира Кудрявцева vtkud@mail.ru.

В статье использованы рисунки Майи Мельниковой

Ольга Дашковская
корреспондент

Вести образования




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Июль 2024 (11)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (42)
Апрель 2024 (35)
Март 2024 (61)
Февраль 2024 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх