Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Расписание лекций В.Т.Кудрявцева по курсу "Развитие детской речи" в рамках магистерской программы "Когнитивная психология" в МГПУ

  • Закладки: 
  • Просмотров: 246
  •  
    • 0

Фото: imghub.ru


В марте-апреле 2024 г. проф. В.Т.Кудрявцев прочитает курс «Развитие детской речи» в рамках магистерской программы МГПУ "Когнитивная психология" в Институте педагогики и психологии образования МГПУ (1 курс).

Расписание

05.03.2024 18.40-21.30
19.03.2024 18.40-21.30
02.04.2024 18.40-21.30
23.04.2024 18.40-20.00
30.04.2024 18.40-21.30

Лекции читаются в режиме онлайн.


В.Т.Кудрявцев



От лектора


Представим себе ситуацию. Малыши полутора-двух лет носятся по двору или сосредоточенно копаются в песочнице. Каждый сам по себе, «при своем». В контакты вступают редко. А поводом для контакта часто становится конфликт: кто-то, кого-то толкнул, кто-то схватил чужую игрушку или раздавил куличик товарища в песочнице… Может возникнуть даже драка при минимуме или отсутствии слов, которые заменяют крики и плач. Но вот вмешиваются мамы. Выясняется, что дети очень даже «разговорчивы» в своих жалобах. В жалобах мамам. А выяснить отношения друг с другом при помощи слова они еще не умеют. «Разговориться» друг с другом не могут (только с мамами!) – не то что договориться. Между ними не сложилось общения, которое требует слов. Для этого нужна совместная игра.

Совсем другая картина в средней группе детского сада, которую посещают четырехлетки. Вот как описывает их контакты замечательная исследовательница детской речи Алла Генриховна Арушанова:

Оля (4 года, 2 месяца) берет в руки собачку.
- Я буду с собачкой играть.
Дима (4 года, 3 месяца) держит в руках лягушку.
- Я буду с лягушкой играть. Ква–ква.
Оля.
- Мы вдвоем.
Дима.
- Мы вдвоем тоже.

Вдвоем. Но не вместе Оля и Дима, а каждый по отдельности со своей игрушкой!

Оля берет лису.
- А у меня лиса. Мы втроем. И лиса тоже.

«Компания разрастается», усложняется сюжет игры. Но все за счет игрушек.

Дима сажает лягушку в машину.
- Поехали на нашей машине. Давай вот этот тоже поедет. (Сажает цыпленка.) И лягушонок тоже.
Оля наблюдает за Димой.
- Все уместились в машину.
Дима сажает в машину мишку.
-Давай, залезай. Ну все, мы поехали. Ура! (Натыкается на игрушки Оли.) Чего ты нам мешаешь ехать? (Без ответа.)
Оля сажает в другую машину свою собачку.
- Ха! Я вот на этом поеду!
Дима.
- Мы поехали.
Дима оставляет машину и обращается к строительному материалу.
- Я буду строить счас.
Оля обращает внимание на действия Димы.
- Давай.
Оля сажает собачку на кубик.
- Она будет так сидеть. А волк зубами щелк (берет в руки волка). Может вас скушать (говорит, манипулируя с игрушкой).
Мы едем, мы едем, мы едем, мы едем, мы едем. Гав-гав. Мама! Мама!
Дима строит дом. Что-то бормочет, ни к кому не обращаясь. Оля водит машину. И т.д.

Как видим, дети и играть умеют, и говорят хорошо. Но говорят сами с собой об игрушках, говорят даже с игрушками, а не друг с другом. И играют не друг с другом, а с игрушками. А.Г. Арушанова, вслед за Н.М. Юрьевой, называет это «монодиалогами».

Полноценное речевое общение пока отсутствует. Как и полноценная игра. При всей видимости и насыщенности детского контакта разнообразными фразами. Между детьми не сложилось «общего дела», которое объединяет слово.

В психологии принято выделять две функции речи – планирующую и коммуникативную. Дети демонстрируют развитую способность планировать в речевом плане. А речевая коммуникация при этом находится на невысоком уровне, речевое общение и вовсе на «нулевой отметке». Ничего общего пока у детей не возникло, хотя коммуникация налицо. И что это будет за «общее», которое позволит детям превратиться из безразличных друг другу «коммуникантов» («аутокоммуникантов») в маленькую человеческую общность, еще никто не может сказать. Тем более, нет слова, чтобы сказать.

Расхождение двух линий в развитии речи (и не только) нормально для детей этого возраста. Вскоре они переплетутся, прежде всего, в развитых формах игры. Но можно и «застрять» в монодиалогах, – их отголоски я временами слышу во взрослой речи.

Планами принято делиться. Делиться через обращенное к другому слово, которое возвратится к вам с откликом. А отклик, возможно, заставит внести коррективы в план, или просто станет его поддержкой. Или приглашением к соучастию в воплощении.

Я сто раз играл с лягушкой, что я узнаю (переживаю) нового, когда сообщаю, себе же, что и в сто первый раз буду играть с ней. Но тут девочка рядом говорит: «А пусть эта лягушка будет Царевной-лягушкой». Тогда кто-то должен стать Иванушкой...

В.Т. Кудрявцев




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (14)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх