Фото: imghub.ru
В марте-апреле 2024 г. проф. В.Т.Кудрявцев прочитает курс «Развитие детской речи» в рамках магистерской программы МГПУ "Когнитивная психология" в Институте педагогики и психологии образования МГПУ (1 курс).Расписание05.03.2024 18.40-21.30
19.03.2024 18.40-21.30
02.04.2024 18.40-21.30
23.04.2024 18.40-20.00
30.04.2024 18.40-21.30
Лекции читаются в режиме онлайн.
В.Т.Кудрявцев
От лектора
Представим себе ситуацию. Малыши полутора-двух лет носятся по двору или сосредоточенно копаются в песочнице. Каждый сам по себе, «при своем». В контакты вступают редко. А поводом для контакта часто становится конфликт: кто-то, кого-то толкнул, кто-то схватил чужую игрушку или раздавил куличик товарища в песочнице… Может возникнуть даже драка при минимуме или отсутствии слов, которые заменяют крики и плач. Но вот вмешиваются мамы. Выясняется, что дети очень даже «разговорчивы» в своих жалобах. В жалобах мамам. А выяснить отношения друг с другом при помощи слова они еще не умеют. «Разговориться» друг с другом не могут (только с мамами!) – не то что договориться. Между ними не сложилось общения, которое требует слов. Для этого нужна совместная игра.
Совсем другая картина в средней группе детского сада, которую посещают четырехлетки. Вот как описывает их контакты замечательная исследовательница детской речи Алла Генриховна Арушанова:
Оля (4 года, 2 месяца) берет в руки собачку.
- Я буду с собачкой играть.
Дима (4 года, 3 месяца) держит в руках лягушку.
- Я буду с лягушкой играть. Ква–ква.
Оля.
- Мы вдвоем.
Дима.
- Мы вдвоем тоже.
Вдвоем. Но не вместе Оля и Дима, а каждый по отдельности со своей игрушкой!
Оля берет лису.
- А у меня лиса. Мы втроем. И лиса тоже.
«Компания разрастается», усложняется сюжет игры. Но все за счет игрушек.
Дима сажает лягушку в машину.
- Поехали на нашей машине. Давай вот этот тоже поедет. (Сажает цыпленка.) И лягушонок тоже.
Оля наблюдает за Димой.
- Все уместились в машину.
Дима сажает в машину мишку.
-Давай, залезай. Ну все, мы поехали. Ура! (Натыкается на игрушки Оли.) Чего ты нам мешаешь ехать? (Без ответа.)
Оля сажает в другую машину свою собачку.
- Ха! Я вот на этом поеду!
Дима.
- Мы поехали.
Дима оставляет машину и обращается к строительному материалу.
- Я буду строить счас.
Оля обращает внимание на действия Димы.
- Давай.
Оля сажает собачку на кубик.
- Она будет так сидеть. А волк зубами щелк (берет в руки волка). Может вас скушать (говорит, манипулируя с игрушкой).
Мы едем, мы едем, мы едем, мы едем, мы едем. Гав-гав. Мама! Мама!
Дима строит дом. Что-то бормочет, ни к кому не обращаясь. Оля водит машину. И т.д.
Как видим, дети и играть умеют, и говорят хорошо. Но
говорят сами с собой об игрушках, говорят даже с игрушками, а не друг с другом. И играют не друг с другом, а с игрушками. А.Г. Арушанова, вслед за Н.М. Юрьевой, называет это «монодиалогами».
Полноценное речевое общение пока отсутствует. Как и полноценная игра. При всей видимости и насыщенности детского контакта разнообразными фразами. Между детьми не сложилось «общего дела», которое объединяет слово.
В психологии принято выделять две функции речи – планирующую и коммуникативную. Дети демонстрируют развитую способность планировать в речевом плане. А речевая коммуникация при этом находится на невысоком уровне, речевое общение и вовсе на «нулевой отметке». Ничего общего пока у детей не возникло, хотя коммуникация налицо. И что это будет за «общее», которое позволит детям превратиться из безразличных друг другу «коммуникантов» («аутокоммуникантов») в маленькую человеческую общность, еще никто не может сказать. Тем более, нет слова, чтобы сказать.
Расхождение двух линий в развитии речи (и не только) нормально для детей этого возраста. Вскоре они переплетутся, прежде всего, в развитых формах игры. Но можно и «застрять» в монодиалогах, – их отголоски я временами слышу во взрослой речи.
Планами принято
делиться. Делиться через обращенное к другому слово, которое возвратится к вам с откликом. А отклик, возможно, заставит внести коррективы в план, или просто станет его поддержкой. Или приглашением к соучастию в воплощении.
Я сто раз играл с лягушкой, что я узнаю (переживаю) нового, когда сообщаю, себе же, что и в сто первый раз буду играть с ней. Но тут девочка рядом говорит: «А пусть эта лягушка будет Царевной-лягушкой». Тогда кто-то должен стать Иванушкой...
В.Т. Кудрявцев
На развитие сайта