Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Тахир Базаров об отличии практической от прикладной психологии, мультидисциплинарности и принципах практикующего психолога

  • Закладки: 
  • Просмотров: 214
  •  
    • 0

Тахир Юсупович Базаров


29.08.2024

Вечер четверга — отличное время, чтобы почитать что-то умное! Например, очередную часть интервью с Тахиром Юсуповичем Базаровым (начало), которое взяла наша выпускница Виктория Зарецкая. Читайте с удовольствием!

Виктория: Тахир Юсупович, хотелось бы задать Вам вопрос про нашу Московскую школу практической психологии. Почему МШПП (Московская школа практической психологи - Сайт В.К.) – это про «практическую», а не про «прикладную» психологию? Есть какое-то ключевое различие между этими двумя понятиями?

ТЮ: Думаю, да. Здесь несколько подходов может быть к пониманию: мы может различать прикладную и практическую по отношению к фундаментальной или академической науке.

Понятно, что академическая или фундаментальная наука – она всегда имеет какой-то предмет, на который направлена та или иная дисциплина. При этом, в силу многообразия жизни, любой из этих предметов может быть рассмотрен не только как включённый в корпус научного знания, но и как какой-то своей стороной или аспектом живущий в реальности. Я могу изучать состав воды, ведь вода есть, и ещё можно пить, можно варить кофе – что-то с этим делать. И это одна сторона – прикладная. То есть это та часть знания, которая может быть передана кому-то, и он бы, зная закономерности, это использовал. Возвращаясь к свойствам воды: мы знаем, что при 100 °C она закипает, появляется пар. Получается, что пар также можно использовать как энергию? Почему бы и нет? Например, паровоз. Вот, пожалуйста, было знание научное, теперь мы его приложили к движению.

При этом для нашей сферы психологии важно понять, что у нас объект никогда не бывает пассивным. Он всегда активен. Мы всегда имеем дело с субъектом – неважно, группа ли это, или отдельный индивид, или личность, или организация в целом. Это не пассивный объект, и поэтому, когда мы говорим про практическую психологию, мы имеем ввиду, с одной стороны, наличие того, что у клиента есть свои запросы, свои потребности. И мы здесь, получается, что ориентируемся не столько на предмет научного знания, сколько на клиента, на человека. При этом человек, группа или организация живут в своём мире, в своей ситуации, у них свои потребности, и каждый раз может случиться то, что твоё знание становится не узкопредметным. Потому что проблематика клиента никак не входит в рамки научного знания. И в этом смысле ты, как практикующий психолог, должен быть мультидисциплинарным.


Если ты занимаешься организацией, ты должен понимать закономерности менеджмента, откуда берётся стратегия и т.д. Когда ты имеешь дело с человеком, с отдельной личностью, ты должен понимать в том числе и физиологические какие-то процессы, которые ты обязан учитывать. Например, когда строишь программу тренинга, ты не можешь не учитывать перерывы, биоритмы, темпоритмы.

И есть ещё один аспект, который я бы сюда добавил. Когда я как прикладной психолог выступаю, то помогаю кому-то, кто несёт ответственность за реализацию решений. Например, я помогаю учителю в диагностике ребёнка: даю хорошие инструменты, картину талантов, возможностей или проблем этого ребёнка. Но этим занимаюсь не я, а учитель. И когда я как практический психолог выступаю, я несу ответственность за всю полноту происходящего. Диагностику я провожу для себя – в том смысле, что я ей должен воспользоваться. Воздействие оказываю я, и я за него отвечаю. И вот здесь ещё происходит такая субъектная категоризация, т.е. отличие прикладного психолога и практического.

Виктория: Спасибо большое за ответ. Можно, пожалуйста, у Вас уточнить, как Вы думает, какими должны быть принципы практического психолога? Какие есть ключевые смыслы, или же ключевые постулаты, которыми практический психолог должен пользоваться в своей работе?

ТЮ: Хороший вопрос. Я по этому поводу размышлял в связи с нашей школой. Вот каким образом построить так школу практической психологии, чтобы передать эти принципы, эти основания. Но уже сегодня некоторые из принципов мне ясны:

Принцип – то, как мы учим, и есть то, чему мы учим. Твоё содержание, которое ты передаёшь, должно быть встроено в методику того, как ты это делаешь, и это не только потому, что сапожник должен быть с сапогами. Я убеждён, что все эти ассиметричные ситуации, когда человек, плохо коммуницирующий, преподаёт психологию общения, человек, который не может создать семью, преподаёт психологию семьи, человек, плохо управляющий собой, занимается психологией управления и учит людей этому – эти времена уже ушли в прошлое. Сегодня обучают не слова, и даже не формулы, и не схемы. Сегодня обучает реальный деятельностный контент того, кто преподаёт.

Я убедился довольно давно, что если бы мы, как команда тренеров, пытаемся создать команду, то самый лучший способ это сделать – это если мы сами станем командой. И они, через то, что видят, какая мы команда, получают столько важного для себя, чтобы самим стать командой – никакими словами, в общем, это не передать. И я всё больше и больше убеждаюсь в том, что является важнейшей характеристикой хорошего обучения и образования.


Принцип – то, с кем мы учим, и есть то, чему мы учим. Здесь я бы сфокусировался на том, что взял бы в кавычки слова «студенты», «слушатели» с точки зрения того, что это якобы пассивные приёмники информации и знаний. Нет, они полноправные участники этого процесса, просто у каждого свой уровень компетентности, набор знаний. Здесь важно помнить то, о чём говорил Сократ, что «познание сродни припоминанию». У каждого человека, с которым мы имеем дело, есть, что припомнить. И наша задача – обнаружить это. Использовать это и как энергию, и как некое содержание, через которое мы можем взрастить что-то новое.

Ведь новое не передаётся – оно выращивается. Вот в чём весь вопрос, ведь новое возникает только через разнообразие. И да, разнообразие уже у нас есть – учитель-ученик, преподаватель-студент. Вот в этом разнообразии через взаимную индукцию и возникает новое знание, новое умение.


Принцип – то, где мы учим, и есть то, чему мы учим. Как организовано пространство обучения? Как строится коммуникация? Насколько мы готовы реализовать принцип диалога – общения без ожиданий? В том числе – методически, технически, технологически. Неважно, происходит ли это дистанционно, или же в очном формате. Насколько у того, кто вместе с нами проходит этот путь, пространственно создаются возможности для того, чтобы они могли говорить и быть активны. Пространство задаёт эту активность: то, где мы учим – через сессионные залы, перемешивание групп, создание условий для множественной гетерогенности. Это такой очень важный пространственный принцип, который позволяет и определяет новые подходы и появление новых знаний.

То есть, получается, сотворчество создаётся в «совместном танце», причём вне зависимости от того, где он происходит, дистанционно или же очно в каком-то пространстве. Таким образом можно сказать, что сотворчество – это люди, которые готовы к «свободному полёту». Чтобы освободиться от каких-то ожиданий, нужно быть готовым к тому, что в любой момент может произойти что-то непредвиденное, и нужно просто в это включиться и начать работать.


Московская школа практической психологии ВКонтакте




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (14)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх