Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. В приграничье свободы

  • Закладки: 
  • Просмотров: 232
  •  
    • 0

Фото: medicalbag.com


22.11.2024

22 ноября в России отмечается День психолога. Психологи любят порассуждать о беспредельности человека, и я, вместе с ними тоже. Но сегодня хотел бы поговорить о пределе, очень нужном человеку. «Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Иногда он это делает сам – сам того не ведая. Чтобы остаться человеком.

Тот, кто считал книгу Виктора Франкла «Скажи жизни «Да!»: психолог в концлагере» поймет, о чем я. А кто не читал, - догадается уже по названию. Бывает расчеловечивание до предельной черты человеческого в человеке. У каждого она своя, весьма подвижная, привязанная к уникальной ситуации, порой скрытая. Никто не знает, где она сейчас. Но непременно о себе напомнит. Главное, что она есть. Примеров тому много, я привожу их на лекциях. Воспользуюсь некоторыми из них.

Чему учит гипнология?

На одной конференции мы сидели с психологом, одним из моих учителей и старшим другом Андреем Владимировичем Брушлинским, слушали доклад знаменитого и модного тогда гипнолога Владимира Леонидовича Райкова, а потом он показывал фильм о своей практике.

Здоровые бородатые мужчины превращаются в гипнотическом трансе в младенцев. Точнее, в новорожденных. Плачут, орут, дёргают ножкам и ручками хаотично. Этот моторный хаос вообще у новорожденных в конце первого - начале второго месяца подавляется, действия становятся все произвольнее, соотносятся с тем, чем действуешь, а главное, с тем, с кем действуешь - со взрослым, с его действиями. А тут все, как у новорожденных: и моторика, и вокализация, и даже взгляд. Подделать такое невозможно. Не самое комфортное зрелище, многие дамы выбегали из зала.

После демонстрации подходим к Владимиру Леонидовичу, и тут Андрей задает точнейший психологический вопрос: они ходят под себя? Нет, отвечает Райков, ни разу не замечал (а у него многолетняя массовая практика). Черта! «Сё человек». Хоть и в безотчетном состоянии.

Да, черта исторична – даже «вечные» ценности разделяются в духе времени. Да, черта всегда индивидуальна, как и родовая способность жить по-человечески.


Древние римляне, цивилизация, из которой выросла Европа, создавшие право, которое лежит в основе европейского правового сознания, как и греки, как и до греков, сбрасывали слабых детей со скалы. Они просто не считали их людьми, даже объектами человеческого права. И все же, вопросы остаются…

Еще один пример из области гипнологии. Я его уже как-то приводил в газете «Вести образования», но, что называется, в строку. Это рассказ родоначальника советской авиационной и космической психологии Константина Константиновича Платонова. Он повествует о своем отце – известном психиатре и психотерапевте Константине Ивановиче Платонове, который учился гипнозу у самого Владимира Михайловича Бехтерева. Дело относится к дореволюционным временам. Едут они как-то с коллегой на поезде в Петербург, как раз к Бехтереву. Обсуждают свои профессиональные дела. Напротив молоденькая барышня. Ей тоже интересно, и она просит загипнотизировать ее. Константин Иванович вводит девушку в состояние гипнотического транса и просит выполнять ее различные команды, которые она безропотно выполняет. И вот в какой-то момент гипнолог произносит: «Поцелуйте меня!». Девушка в трансе, ничего внятного сказать не может, но явно сопротивляется. Девушка слишком хорошо воспитана, чтобы поцеловать первого встречного, пусть и в состоянии транса. Культура делает нас свободными от манипуляций, залегая на том уровне, который не смог преодолеть гипнолог. И неудобными для манипуляторов. Даже в трансе сохраняется инстанция, за пределами, которой человек уже не поддается манипулированию.

Об этом и учит гипнология. А с ней – психология.

Ленинград выстоял в валенках, которые не сняли

Типичная блокадная история, которую мне рассказала внучка одной из блокадниц. На ленинградской улице лежит замерзшее тело. К телу подходит человек и пытается снять валенки. Внезапно замерзший подает признаки жизни. «Простите, - интеллигентно спрашивает человек, - мне показалось, что они вам больше не нужны». Помогает встать. Узнает адрес.

Выясняется - почти соседи. Опираясь друг на друга, оба немолодые, они бредут в направлении дома.


По своему драматизму и по историческому временному ряду ситуация сопоставима с Франкловской историей психолога в концлагере.

Тогда в блокадном Ленинграде всякое бывало. Но куда важнее, что в таких условиях люди очень часто оставались людьми. И именно в бытовых поступках, которые не принято героизировать. Только за счет этого Ленинград и выстоял. В валенках, которые не сняли.

Пробуя границу на прочность

Психолог Владимир Аснин из харьковской группы А.Н. Леонтьева еще в 1930-х годах проводил эксперименты с детьми-дошкольниками. Детям предлагалось поиграть в мячик в комнате, разделенной рядом стульев. Экспериментатор ставил условие: играйте, как хотите, но только до линии стульев, за ними играть нельзя. И уходил. При этом скрытое наблюдение продолжалось.

Я сделал повторил эти эксперименты в наши дни. Все выглядело, как в описании Аснина. Но внимание детей привлекал не столько мячик, сколько стулья, т.е. граница. Пытаясь выдержать условие и не играть там, где нельзя, они то как бы невзначай закатывали мячик за стулья, чтобы пришлось бежать за ним, то бочком «случайно» сдвигали стулья, чтобы «отвоевать» запретную зону для игры в мячик.

Как тут не вспомнить моего коллегу и друга Вадима Петровского, который сказал: «Человек – существо, безудержно влекомое границей». «Нам нет преград»? Преграды есть, и именно к ним нас тянет! Запрет слаще плода. А нет запрета, и сладость не распробуешь. «Распробуй» вначале запрет.

Когда я обратил внимание на «изломы» в змейке стульев, один сообразительный мальчик, тут же нашел объяснение: «А мы решили, что это будет речка, и мы играем на берегу».

И ведь прав малыш: запрет касался мячика, а не очертания границы, которое изменилось вполне осмысленно – в соответствии с «новым сюжетом».


Исследование ограничения, его смысла и мотивов необходимо. Это условие становления человеческого сознания в мире свободных людей. А свобода, как писал Л.С. Выготский, - «центральная проблема психологии».



Колонка Владимира Кудрявцева в электронной газете "Вести образования"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Владимир Кудрявцев. Две заметки о Мерабе Мамардашвили
14-09-2016
Владимир Кудрявцев. Две заметки о Мерабе

Завтра 86-й день рождения философа Мераба Константиновича Мамардашвали. С некоторыми коррективами и дополнениями размещаю две
К Дню психолога в России. Владимир Кудрявцев. Сердце человекознания («кодекс» культурно-исторического психолога)
22-11-2014
К Дню психолога в России. Владимир Кудрявцев.

22 ноября в России отмечается День психолога.
День Виктора Франкла
22-11-2010
День Виктора Франкла

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2024 (25)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх