Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Михаил Богуславский. Феликс Михайлов – выдающийся педагогический мыслитель

  • Закладки: 
  • Просмотров: 417
  •  
    • 0

Феликс Трофимович Михайлов


12.04.2025

Если обратиться ретроспективно к полувековой творческой деятельности выдающегося философа и психолога, замечательного лектора и талантливого телеведущего Феликса Трофимовича Михайлова (1930—2006), то в первую очередь поражает его футурологичность. Причем постоянное опережение мыслью времени, внутренний прогностизм не являлись для мыслителя чем-то искусственным, специальным. Напротив – образ будущего, его идеалы и ценности совершенно естественно оказывали всегда внутреннее влияние на все, что создавал философ. Наверное, Призвание и Долг каждого истинного мыслителя – стремиться заглянуть в будущее. Туда, где, как считается, оно уже существует и в значительной степени влияет на развитие современности.

Путь в философию

Феликс Трофимович родился 12 апреля 1930 года в г. Чимкент (ныне Шымкент) Казахской ССР. В 1954 году окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Учился на одном курсе с Раисой Титаренко (будущей Горбачёвой) и «грузинским Сократом» Мерабом Мамардашвили. Во время обучения судьба свела его с теми, с кем ему предстояло затем делать главное дело своей жизни — с Э.В. Ильенковым и В.В. Давы­довым. С 1952 по 1957 годы Феликс Трофимович в одной из московских школе преподавал психологию и логику.

Первоначальный период философской деятельности Михайлова приходится на десятилетний этап с 1957 по 1971 год, когда он преподает, а с 1959 года заведует (заметим в 29 лет и не являясь даже кандидатом наук) кафедрой философии во 2-м Московском медицинском институте (сейчас – РГМУ).

Лекции для Феликса Трофимовича были способом исследовательской работы, он продумывал и проговаривал многие темы и решения, которые потом превращались в тексты. А публикации были очень разнообразны по тематике — от истории психологии и педагогики до философии самосознания.

В это время и сложился авторский стиль лекций Михайлова — свободный полет мысли, когда речь шла о примерах или аналитических построениях, но при этом строгая композиция и логика. Не забывал преподаватель и о просветительском пафосе своих лекций — он умел их выстроить и увлекательно, и понятно, и глубоко и в нужные моменты умел поднять тон, артистично подать текст, завершить лекцию на такой ноте, после которой долгие и продолжительные аплодисменты были само собой разумеющейся реакцией аудитории.

Характерно, что Феликс Трофимович несколько лет был ведущим передачи «Философия» на Центральном телевидении в программе «Ленинский университет миллионов».

За порогом сознания

Уже первые работы Ф.Т. Михайлова удивляли своей новизной и оригинальностью. В 1963 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Гносеологические корни фрейдизма», которая заполнила вакуум содержательной литературы о психоанализе.

Философ опубликовал цикл работ, посвященных проблеме бессознательного в творчестве З. Фрейда. Феликс Трофимович одним из первых в нашей стране написал книгу о нем – «За порогом сознания» (1961). Главное было сделано – З. Фрейд в пересказе Михайлова пришел к массовому советскому интеллигенту, лишенному возможности изучать оригинальные работы австрийского психоаналитика.

Сейчас, перечитывая Феликса Трофимовича, отчетливо видишь – насколько же была пунктирна ритуальная критика и как точно были донесены важнейшие идеи Фрейда. Причем дело заключалось даже не в том, что психоаналитик был тогда, мягко говоря, не моден – вся направленность системы идей и взглядов отца психоанализа, обращенных к иррациональной человеческой личности, к бессознательному, кардинально расходилась с материалистической диалектикой, определявшей философию, психологию и педагогику того времени.

Характерно, что мысленное путешествие Феликса Трофимовича за порог сознания привлекло внимание знаменитого английского философа и историка философии Бертрана Рассела.

Загадки самосознания

В конце 1960-х – в 70-е годы происходят значительные изменения как в судьбе самого Ф.Т. Михайлова, так и в направленности его творческой деятельности. И опять он опережает время. Теперь в центре внимания оказывается «Загадка человеческого «Я». Так называлась самая известная книга философа, бесспорно, вошедшая в золотой фонд советской гуманитаристики и впоследствии переведенная на английский, французский, болгарский, чешский и другие языки. Целью ставилось создание книги, которая позволила бы студентам-нефилософам войти в напряженное проблемное поле философского сознания, помочь им увидеть в философии не специализированную форму оперирования общими понятиями, а живую душу культуры.



Изданная в уже очень далеком 1964 году книга абсолютно современна. Потому что она – о достоинстве мысли. И о достоинстве личности, отваживающейся быть собой. И о достоинстве философа, который реализует свою свободу как свободу, необходимую для других.

В этой книге мыслитель решал загадку, тревожившую его всю жизнь – загадку самосознания. Феликс Трофимович в поисках разрешения этой загадки обращался из сферы бессознательного в область, где происходила встреча общественного сознания и самосознания личности. Эта книга представляла собой самое искусное и доступное изложение философской концепции, получившей название теории культурно-исторической деятельности.

Самосознание и культура

В 1972–1984 годах Феликс Трофимович заведовал лабораторией в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР и лабораторией теоретических проблем психологической деятельности в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Он один из самых ведущих психологов-теоретиков, продолжатель традиций отечественной «философской психологии».

В это же время Михайлов включается в исследования, проводимые отечественным философом Эвальдом Ильенковым, который, работая со слепоглухонемыми воспитанниками Загорского детского дома, подготовил их к поступлению на психологический факультет МГУ, а затем к защите кандидатских и докторских диссертаций. Это было настоящей сенсацией. Включившись в исследования Ильенкова не с самого начала, Михайлов сделал для себя немало важных выводов, позднее во многом определивших его творчество. Мыслителя интересовало под влиянием каких факторов развивается уникальное самосознание индивида и какую роль в этом играет общественное сознание.

Ф.Т. Михайлов осуществил ряд исследований истоков и способов развития сознания и самосознания, бессознательного, креативных способностей самосознания, природы психического и ментальности человека, психологии человеческого «Я». Центральная идея — стремление отождествить индивидуальное самосознание и общественное сознание. Это достигается способностью личности к творчеству и ее ориентацией на человечность-нравственность. А происходит все это в особом социокультурном пространстве.

Именно исследование форм общественного сознания и занимает Михайлова на протяжении 1980-х годов. В 1988 году ученый защитил докторскую диссертацию на тему «Общественное сознание и самосознание индивида». Итоги осуществленного на протяжении этого периода исследования получили воплощение в коллективном труде «Культура, образование, развитие индивида» (1990) и монографиях «Общественное сознание и самосознание индивида» (1990), «Самосознание: мое и наше (1997).

Культурно-образовательные центры

В поисках организационной формы, где могло бы осуществляться воспитание личности через культуру, Михайлов в 1980-е годы обращается вновь к своей давней мечте – «выращивания» своеобразных интеллигентских поселений — культурно-образовательных центров (КОЦ), как альтернативы существующим учебным заведениям. Они могли создаваться в городском районе, в небольшом городе, на селе силами местной интеллигенции: учителей, врачей, адвокатов, музейных работников, опирающихся на свою ассоциированную собственность на землю и строения.

Смена видов продуктивно-учебной деятельности, опора на личный интерес позволяли, по замыслу Михайлова, членам КОЦа активно и деятельно приобщаться к основам и практическим навыкам современной культуры и достаточно рано выбрать по склонностям и способностям профессию, получая при этом среднее общее, специальное или даже высшее образование.

Как отнестись сейчас к этому проекту Ф. Михайлова? Проще всего оценить как утопию, вспомнить Платона, «Город Солнца», фаланстеры, американские культурные поселки – сеттльменты, израильские кибуцы. Но такие центры реально и успешно действовали в нашей стране на протяжении многих лет. Как знать, может быть, именно они и станут когда-то подлинной школой XXI века.

Формирование личности в культуре

С 1984 года Ф.Т. Михайлов работал в Институте философии АН СССР (ныне РАН): главным научным сотрудником и заведующим проблемной группой «Философия самосознания». В этот период появляется ставшее в дальнейшем ключевым для философа понятие – Культура. Задачей ставилось исследование развития сознания в материале истории культуры, истории мышления как творческой деятельности человечества. Философ приходит к важнейшему для себя открытию: сознание личности творит окружающая ее культурная среда.

Ученый исследовал комплекс проблем, связанных с формированием личности на материале истории культуры, создания специального комплекса человековедческих знаний, включенных в виде предметов в учебный план высшей школы.

Основные идеи социокультурно-образовательной концепции, выдвигаемые и развиваемые в этот период в трудах Михайлова, связаны с поиском культуры, истоков и способов развития главных креативных способностей самосознания. Этот поиск велся Феликсом Трофимовичем в двух предметных областях — психологии личности, развитии личностных потребностей и тех средств и способов обращения личностей друг к другу, которые составляют корпус «надличностной ментальности культуры».

Вместе с друзьями и сподвижниками Феликса Трофимовича – Генрихом Батищевым, Эвальдом Ильенковым, Мерабом Мамардашвили, Марком Туровским, которых привлекал и восхищал его философский гений, безудержное остроумие и добродушие, он осуществил еще один «подвиг бытия» – философского погружения в систему советского образования. Для того, чтобы изнутри выйти на ее пределы и сделать так, чтобы сама школа почувствовала потребность в предельном саморазвитии, благодаря которому школа выходит за пределы узкофункционального инструмента по трансляции «знаний-умений-навыков», превращаясь в социокультурное пространство практической философии, решающей фундаментальный вопрос о сущности, предназначении и самой возможности человека.

Легендарный в 1970-е годы методологический семинар в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, заслуженно получивший имя «давыдов­ского», во многом организовывался и проводился силами лаборатории Ф.Т. Михайлова. «Голосами» сотрудников лаборатории – известных философов Ф.Т.Михайлова, В.С.Библера, А.С.Арсеньева, ее доброго друга Э.В.Ильенкова психология заговорила о человеке не на языке специализированных понятий (чем занималась привычная «психологическая теория»), а на языке категорий, выражающих всеобщий смысл и суть человеческого бытия. Семинар превратился в своего рода оазис живой свободной мысли в самом центре Москвы, куда по понедельникам стекалась интеллектуальная публика для того, чтобы услышать Э.В. Ильенкова и В.В. Давыдова, А.С. Арсеньева и В.С. Библера, В.А. Лекторского и Г.С. Батищева, М.К. Мамардашвили и Г.П. Щедровицкого. К этому источнику чистой воды жадно тянулось молодое, растущее психологическое сознание. Большой зал, рассчитанный на 400 человек, никогда не мог вместить всех желающих.

Весь этот интеллектуальный потенциал был воплощен в выдающейся книге с тяжелой судьбой «Философско-психологические проблемы развития образования» (1981), где Феликс Трофимович был соредактором и автором трех принципиальных глав. Именно эта книга во многом предвосхитила, а точнее, создала идейную почву для той «революции» в российском педагогическом сознании, которая произошла позже, уже на волне «перестройки».

В центре всего находится Личность

В 1990-е годы Феликс Трофимович органично переходит к новому творческому этапу. Он становится академиком Российской академии образования. В данной связи мыслитель сформировал философские основы новой педагогики. Ее смысл в том, что предметом образовательной деятельности являются культурные потребности и творческие способности учителей, учеников, родителей, управленцев и всех тех, кто, так или иначе, включается в пространство образовательной деятельности.

Мыслитель предлагал убрать все промежуточные дидактические звенья и напрямую соединить две главные категории педагогики: цель и личность. Главное, что провозглашал тогда Феликс Трофимович, – в центре всех педагогических исследований должна находиться Личность.

В социоориентированной советской педагогической науке это звучало подлинным и смелым откровением. Было несколько ключевых философских вопросов, которые задавали в то время координаты творческого поиска: «Как возможен человек?», «Как возможно образование человека?», «Как возможна внутренняя свобода человека?». Но мало было задать все эти вопросы и развернуть некоторую сумму изящных интеллектуальных построений. Надо было осознать эти вопросы как ключевые для современной культуры.

На этой основе и строил Феликс Трофимович Михайлов свою фундаментальную теорию образовательной деятельности. Обсуждал ее в поездках по стране, в диалоге с авторами культурно-образовательных инициатив. Вот так и создавалась им на деле подлинная культурно-историческая педагогика будущего. Михайлов резко выступал как против авторитарных подходов в воспитании, сводящихся к манипулированию личностью на основе априорно навязываемых ей стереотипов, так и свободного воспитания, когда процесс саморазвития личности обуславливается исключительно его индивидуальным самосознанием.

Концепция обращений

В начале ХХI века для Феликса Трофимовича наступает время синтеза. Происходит его возвращение в Медицинскую академию. Он занимается созданием комплекса пособий, связанных с перестройкой высшего образования на основе обращенности к проблемам человека. С 2004 года ученый преподавал в МГУ, где был профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии психологического факультета, читал курсы на философском факультете и факультете повышения квалификации.

Более всего мыслителя в начале ХХI века занимали проблемы человековедения. «Соль» философии и квинтэссенция философской и теоретической психологии Ф.Т. Михайлова едина – все посвящено человеку и способам его познания. На этом, завершающем, этапе своей научной биографии мыслитель создает свою «концепцию обращений», которая, по его мнению, была призвана лечь в фундамент «общего человекознания». По Ф.Т. Михайлову, любое человеческое действие приобретают культурную форму в силу того, что наполняется смыслом общезначимого обращения к другим людям.

С точки зрения мыслителя культура представала как сфера воплощенных обращений людей друг к другу. В логике этих обращений понимался процесс как творения культуры в истории, так и ее освоения в ходе индивидуального развития.

И примечательно, что внутренний дискурс философа-психолога-культуролога вновь приводит Феликса Трофимовича к размышлению над проблемами образования. Это отражается в его завершающих и главных книгах: «Избранное» (2001), «Самоопределение культуры» (2003) и уже посмертном труде «Самосознание и культура» (2009). В них содержится конструирование «предельных оснований» мышления о духе и душе, сознании и самосознании, культуре и истории, мышления о самом мышлении.

Философия воплощенная в жизни

Феликс Трофимович отдал философии всю жизнь. Но дело не только в этом – он сам был воплощенной философией! Попыхивая неизменной трубкой, он вел свой бесконечный сократовский диалог, показывая, как истина рождается в размышлении, свободном полете мысли.

Феликс Трофимович был человеком с абсолютным слухом. Он вслушивался в своего собеседника и когда слушал, то получал истинное наслаждение. И самое главное в том, что он по-настоящему слышал саму мысль. Разумеется, в том случае, если эта самая мысль была в наличии. И вступал в мгновенный диалог с этой мыслью, актуализируя собственное поле смыслов, но ни в коем случае не подавляя мысль собеседника, не навязывая ему свое понимание, а создавая для него и его мысли дополнительное пространство развития. И оттого диалог с Михайловым никогда не унижал, но всегда возвышал достоинство собеседника.

…Феликс Трофимович умер 22 февраля 2006 года. Россия потеряла великого философа, последнего в этом эпохальном ряду отечественных мыслителей. Спасибо, что у нас был Феликс Трофимович Михайлов. Но кто, сейчас выполняет его миссию?

УГ

Читайте также на сайте:

Владимир Кудрявцев. О том, как философ Феликс Михайлов «лишил личности» ответственного комсомольского работника и не только об этом

В.Т.Кудрявцев. Философия и теоретическая психология Ф.Т.Михайлова

Юбилейное интервью Ф.Т.Михайлова журналу "Вопросы психологии"




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Биографическая справка - Михайлов Феликс Трофимович
23-02-2006
Биографическая справка - Михайлов Феликс

Михайлов Феликс Трофимович (12.04.1930, г. Чимкент – 22.02.06 г. Москва) – российский философ и психолог-теоретик, доктор
Ф.Т.Михайлов. Разгадка человеческого Я
12-04-2007
Ф.Т.Михайлов. Разгадка человеческого Я

Мыслитель ушел в Вечность: не стало Феликса Михайлова
23-02-2006
Мыслитель ушел в Вечность: не стало Феликса

  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх