Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Роман Шамолин. Устоит ли Человеческое

  • Закладки: 
  • Просмотров: 256
  •  
    • 0

Фото: gb5kirov.ru


Борьба «человека суверенного» против «человека универсального» приводит только к распаду. И к большой крови

10.06.2025

Существует ли человечество? Можно утверждать, что как единый биологический вид — да, существует. Но это утверждение не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Это — поверхностная фиксация очевидного, никак не затрагивающая его содержания. Однако можно ли вообще говорить о некоем едином содержании человечества? Стоит ли предполагать, что у людей есть непротиворечивая идентификация, позволяющей считать их всех представителями универсального человеческого смысла? Возможен ли в принципе такой смысл? Гуманист, наподобие Ницше, Толстого или Кафки, — он проходит мимо людей и смотрит на них не как на равных. Скорее как на странных «чужих», как на представителей другого мира или другого вида. Не потому ли, что человеческое равенство — это глобальный фейк, что никогда люди не будут равны по своим качествам души и ума, по своим ценностям и устремлениям. Надо уже иметь честность признать это. И это разве не очевидно? Разве не очевидно, что гуманистами среди людей можно назвать лишь совсем немногих, почти что исчезающее меньшинство? Вот только ницшеанское презрение к большинству здесь лишнее. Ведь презирают тех, кто мог, а не сделал. Но кто-то в принципе не может быть гуманистом. Не может чувствовать эмпатию и сострадать. Не может понять восторг свободной мысли и трансцендентного озарения. Они слишком заняты для этого своими неотложными делами. Ну что ж. Не презирать же кошку за то, что не говорит по-человечески?

* * *

Да, можно в тысячный раз повторить, что каждый индивид есть Человек и принадлежит Человечеству. Но по факту — сколько тех, кто мыслит и чувствует так? Максимум, на который готов обычный индивид, — определить себя частью семьи, места работы, религиозной конфессии или отдельно взятой нации. А если люди не определяют и не чувствуют себя сами представителями Человечества — стоит ли их считать таковыми? Не лучше ли вспомнить о «бритве Оккама» и не множить сущности? Ведь это даже не парадокс, а просто очевидный факт, что представителей Человечества гораздо, гораздо меньше, чем людей как таковых. Люди не равны Человечеству. Наподобие тому, как сказал в свое время Николай Бердяев о русском христианстве: «Люди… могут быть очень «православными», но они очень мало христиане».

* * *

Это о том, что есть. О настоящем, расхожем и доминирующем. Однако человек есть не только то, что есть. Не только настоящее и расхожее, как бы оно ни стояло перед глазами и не заслоняло почти весь горизонт. Человек — это еще и — возможное. Как по Хайдеггеру: «бытие-впереди-самого-себя», т. е. проецирование себя в будущее. Или, совсем прямо, по Сартру: «человек — это проект». Вот такое наличие возможного, проекционного, — оно и определяет собственно человеческое в человеке, отделяет его ото всех иных видов живущих существ. И Человечество — это, конечно же, не то, что есть.

* * *

Что больше более всего коррелируется с Человечеством, так это понятие цивилизации. Не народ и не культура, но — цивилизация. В чем главное достоинство цивилизации: она дает шанс состояться универсальному как возможному. Этим она в корне отличается от любой национальной, замкнутой на себе культуры. Цивилизация ориентирована на Человечество и Человека. И в этом смысле мы знаем только одну цивилизацию — ту, что возникает в недрах античного мира, у философствующих ионийцев, у Сократа, продолжаясь в устройстве греческого полиса, а затем в римском республиканизме и стоицизме, независимо и параллельно развиваясь в буддийской концепции универсального сознания. Позже цивилизация находит себя в дискуссионной схоластике латинского христианства и арабском просвещении VIII–XIV веков, постепенно развертываясь в эволюции наук, прав и свобод Нового и Новейшего времени.

Что делает цивилизация: она создает, образно говоря, «лифты», по которым каждый, в принципе, может подниматься к Человеческому, к Универсальному. Эти «лифты» есть свободная наука, право, гражданственность, философия, искусство.


Но одно дело, когда возможность подняться есть, а совсем другое — ею воспользоваться.

* * *

Вполне очевидно, что большинство людей вовсе не расположены к тому, чтобы подниматься к возможному. Как правило, они патологически поглощены своим настоящим. Они все так же определяют себя посредством вещей крайне локальных, замкнутых: моя семья, моя религия, мой народ, мое государство.

На наших глазах происходит вот что: еще недавно открытые и весьма широкие пути к Человеческому или не замечаются, или сознательно перекрываются во имя «суверенных интересов». Перед «лифтами» цивилизации устанавливают пункты контроля и досмотра под национальными флагами. Показательным примером является набирающее сил устремление к «суверенному интернету». На наших глазах происходит восстание против сути цивилизации. «Суверенные» люди против «универсальных» людей и идей.


«Что значит быть «национально мыслящим»? На практике это значит быть бесчеловечным. Мир захлебнется в крови от «национально мыслящих». (Н. Бердяев «Существует ли в православии свобода мысли и совести?»).


Автор: Роман Шамолин, кандидат философских наук

Новая газета




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Июль 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Июль 2025 (15)
Июнь 2025 (43)
Май 2025 (36)
Апрель 2025 (28)
Март 2025 (64)
Февраль 2025 (39)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх