Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

О культурно-исторической психологии в странах БРИКС+ в журнале «Культурно-историческая психология»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 115
  •  
    • 0


Вышел в свет третий в 2025 году выпуск журнала «Культурно-историческая психология» (№3–2025). Тема выпуска — «Культурно-историческая психология в странах БРИКС» (Бразилия, ЮАР, Индия) и дружественных странах постсоветского пространства (Беларусь, Армения, Киргизия).

Публикации номера раскрывают особенности распространения, интерпретации и практического применения идей культурно-исторической психологии в своеобразных культурных, политических и социально-экономических контекстах данной группы стран.

Выпуск открывается тремя статьями российских авторов, последовательно описывающих системообразующие категории культурно-исторической психологии (Рубцов, Майданский), демонстрирующих возможности конструирования на их основе образовательных практик (Конокотин, А.В., B.K.Зарецкий, Улановская, И.М., Рубцова, О.В.) и обосновывающих потенциал и перспективы культурно-исторической психологии как практико-ориентированной науки (Исаев Е.И., Косарецкий С.Г.).

Основной корпус статей выпуска представляет широкий спектр прецедентов использования культурно-исторической психологии в практиках образования, психологической помощи и социальной деятельности.

Публикации ученых Бразилии, ЮАР и Индии демонстрируют ценностно-заряженную трансформативную и критическую повестку культурно-исторической психологии - влиятельную в мире и при этом недостаточно знакомую российскому читателю.

В статье Либерали Ф. К., Лемос М., Модесто-Сарра Л. К. (Бразилия) проект Brincadas-COLINA, объединивший в совместную пратику детей, педагогов и семьи из общин киломбола, коренных народов и городской периферии, выступает как яркий пример образовательной инициативы, использующей идеи КИП как инструмент достижения социальной и эпистемической справедливости, что особенно актуально для стран БРИКС+ , сталкивающихся с растущим неравенством в образовании,

А. Мутиви (ЮАР) находит в идеях Выготского опору для деколонизационного подхода в эпистемологии и педагогике, ставшего основой легитимности коренных знаний и культурно обусловленных общественных практик и открывающего ученикам и учителям возможности для проявления агентности, направленной на социальную трансформацию, самореализацию и развитие идентичности.

Танзи Нето А., Диегес У. К. К., Магальяйнс. М. К. К. (Бразилия) демонстрируют как основанная на социальной активности и культурно-исторических принципах программа подготовки учителей иностранных языков в Бразилии способствует формированию культурно-чувствительной и социально-преобразующей педагогической практики.

Сандип Кумар (Индия) в своей статье рассматривает риски трансформации детства в условиях глобализации и цифровизации через призму социально-конструктивистского подхода. Другие авторы из Индии (Чандер С., Арора Ч.), опираясь на идею зоны ближайшего развития, концептуализируют цифровые инструменты как потенциальные посредники между способностями учащегося и требованиями учебной программы.

Место БРИКС в ландшафте культурно-исторической психологии в мире и специфика исследований в соотнесении с глобальными трендами раскрываются в первом в истории КИП библиометрическом анализе (Шведовская А.А., Пономарева В.В., Корнеев А.А.). 40-летний путь и актуальная сеть распространения наследия Л.С.Выготского в Бразилии освещается в статье Зоя Престес, Элизабет Тунес, Матеус Талер Бек.

Статьи Дж. Хардман, Синицы Т.И. и Багдасаровой Н.А. убедительно показывают разнообразие путей использования идей культурно-исторической теории для организации инклюзивного образования. А.М. Поляков предлагает оригинальный подход к их применению в оказании психологической помощи детям и подросткам.

Слушайте подкаст PsyJournals LIVE — в новых выпусках авторы рассказывают о своих исследованиях:

Анна Александровна Шведовская — о ландшафте культурно-исторической психологии в странах БРИКС+.

Ваган Жораевич Саркисян — о исследовании культурно-исторического вектора образовательных практик и социализации детей в современном обществе.

Субхаш Чандер и Четна Арора — об исследовании цифрового обучения в классах с разным уровнем подготовки.

Азвихангвиси Эдвард Мутиви — о деколонизации педагогики в постапартеидской Южной Африке.

Фернанда Коэльо Либерали и соавторы — о мятежной педагогике и проекте «Игровая бригада» (Brincadas).

Зоя Престес — о распространении культурно-исторической теории Л.С. Выготского в Бразилии.

Полный выпуск журнала размещен в свободном доступе на портале психологических изданий PsyJournals.ru.

Портал психологических изданий PsyJournals.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Декабрь 2025 (4)
Ноябрь 2025 (33)
Октябрь 2025 (45)
Сентябрь 2025 (30)
Август 2025 (17)
Июль 2025 (29)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх