Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Только ли игры? ("крамольный" комментарий В.К.)

Только ли игры? ("крамольный" комментарий В.К.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 048
  • печатать
  •  
    • 0

Детский сад в Токио. Фото с сайта www.surfingbird.com.


Детский сад в Японии, Германии, Дании: никаких занятий, только игры

Что такое хороший детский сад в России и США? В нем с детьми занимаются, их развивают, готовят к школе. А какие дошкольные учреждения популярны в Японии, Дании и Германии? Дети там целый день играют самостоятельно и даже «возятся в грязи», по выражению одной мамы. Что же дают детям садики без специальных занятий? Кристина Гросс-Ло, объехавшая полмира в поисках лучших рецептов воспитания, делится своими впечатлениями.

В 1989 году ученые сравнили дошкольное образование в Японии, Китае и США; они опрашивали в том числе и родителей учеников. 67% родителей из Китая и больше половины американцев были убеждены, что первые годы имеют огромное значение для подготовки к дальнейшему обучению, поэтому детям необходимы учебные занятия. С ними согласились лишь 2% японских родителей. «Мы хотим, чтобы дети играли, — говорит Ясосима-сенсей, директор детского сада. — Как иначе они поймут, что им нравится и кто они есть?».

Не скрою, нередко я смотрела на игры японских детей с недоумением. Например, как-то раз я наблюдала за малышами, которые лепили дороданго — шарики из глины с песком. Просто сидели и катали шарики, один за другим. Для меня эта игра была лишена всякого смысла, это даже не куличики! Другие иностранцы разделяли мой скептицизм: одна мама-англичанка даже забрала своего шестилетнего сына из детского сада, чтобы он учился читать, «а не возился в грязи».

А директор объяснила мне, что даже такая игра способствует развитию детей, просто взрослые этого, возможно, не понимают. Но человек, если предоставить ему свободу выбора, обучается именно так: занимаясь тем, что ему самому интересно. Возясь с глиняными шариками, дети открывали мир при помощи тактильных ощущений. Ни одна книга не смогла бы подарить им такого рода знания.

Они исследовали глину: как она меняется, если ее намочить или оставить на солнце, сколько воды нужно добавить, чтобы добиться нужной плотности, сколько силы приложить. Дети учились сдерживать досаду и разочарование, когда шар трескался или распадался на куски, развивая такие качества, как терпение, целеустремленность и упорство. Если кто-то из товарищей случайно наступал на их изделия, дети пытались сами разрешить конфликт. Чем выше вырастала горка шариков, тем большее удовлетворение дети испытывали. Таким образом они завоевывали авторитет у товарищей и приобретали навыки взаимовыручки.

Но главное в детских играх (не важно, идет ли речь о глиняных шариках, домике на дереве или охоте на жуков) — самостоятельность. Малыши сами ставят перед собой задачу — и сами достигают цели. Взрослые не навязывают им правила и не контролируют процесс. Они не вмешиваются. Как-то раз я тоже села катать шарики, и теперь уже дети смотрели на меня с недоумением: в их понимании это было не взрослое занятие.

Малыши не просто копаются в глине: они непрерывно учатся, задаваясь вопросами и находя на них ответы. Их день наполнен постоянной осмысленной деятельностью. Студент японского колледжа поделился со мной воспоминаниями о детском саде: «Каждое утро я думал о том, чем займусь сегодня. Весь день принадлежал только мне».

<!--dle_leech_begin-->[url=https://tovievich.ru/engine/go.php?url=aHR0cDovL3d3dy43eWEucnUv]www.7ya.ru[/url]<!--dle_leech_end-->

Комментарий

Владимир Кудрявцев

:
Позволю себе чуть профессиональной "крамолы"... В дошкольном возрасте ключевое - не "играть", а играючи "заниматься своими делами". Как и в подростковом. Разумеется, "свои дела" в каждом из этих возрастов - действительно, свои, и очень специфические. "Крамола" оттого, что тезис, вынесенный в заголовок, нельзя воспринимать буквально (как порой воспринимают у нас - в отличие от Японии, Дании и Германии), навязывая ребенку "игровой" регламент жизни, который отсекает все, что игрой не является. А точнее - не видится таковой взрослым. Для них ведь зайчики, которые пересчитывают морковки, вместо ребенка с палочками - уже игра... Запрещать, если пятилетка сам хочет научиться читать? Шести-семилетка может после этого расхотеть. И уже не научится - сам. Научат, помимо желания и с утратой смысла. Просто нужно искать - не только адекватный метод, но и - уже вместе с ребенком - смысл, которым наполнит чтение его дошкольную жизнь Разумеется, инструментом для этого должен стать прежде всего сам метод (подробнее).


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Дворовые игры
11-04-2014
Дворовые игры

В.Т.Кудрявцев. Стать сильным - поделиться силой...
16-11-2013
В.Т.Кудрявцев.

Игры на удушение
07-04-2010
Игры на удушение

В.Т.Кудрявцев. Отзыв на диссертацию И.А. Модиной «Развитие игровой деятельности педагогов ДОУ как условие психологической подготовки детей к школьному обучению»
09-06-2008
В.Т.Кудрявцев.

Информация к разным размышлениям. Как и где учиться до школы?
08-02-2006
Информация к разным

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (30)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх