Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Анастасия Белолуцкая. В какой детский сад отдать ребенка: на что обратить внимание .Чек-лист для родителей дошкольников

  • Закладки: 
  • Просмотров: 267
  •  
    • 0
Анастасия Белолуцкая
Белолуцкая Анастасия Кирилловна

В связи с производственной необходимостью я много хожу в детские сады. Все «обычные» муниципальные. Решила сформулировать несколько тезисов, которые, как мне кажется, могут помочь родителям дошколят принять какие-то важные решения про то, куда ходить, а куда не стоит и что теперь с этим знанием делать.

Хороший детский сад для ребенка лучше, чем его отсутствие. Плохой детский сад намного хуже, чем «дома с бабушкой».


Это про то, что вопрос: что полезнее – водить в детский сад или пусть дома посидит, – не может иметь однозначного ответа.

Есть возможность попасть к хорошему педагогу – бежим бегом. Нет – лучше не водить.

Нет хороших или плохих садов. Есть конкретные педагоги и группы, которые они ведут.

Внутри одной и той же организации, на этаже через стенку, может работать педагог, к которому нельзя «ни ногой», и воспитатель, у которого атмосфера на порядок доброжелательнее и занятия построены намного более развивающим образом.

Качество дошкольного образования, которое получит ваш ребенок, зависит от квалификации и личности конкретного воспитателя.


Его (ее) и надо выбирать.

Материальное оснащение детского сада очень важно, но его качество могут определить только специалисты. Бассейн, английский и другие модные фишки также вторичны.

Родителям лучше делать выбор, основываясь на качестве общения.

Коммуникация в саду идет по двум линиям: взрослый-ребенок; ребенок-группа сверстников. Важные характеристики: доброжелательность, заинтересованность, взаимность. Надо ответить для себя на вопросы: можете ли вы назвать отношение педагога к вашему ребенку доброжелательным и заинтересованным? Обратное тоже важно: можно ли определить тот набор чувств, который испытывает ваш ребенок к воспитателю как доброжелательный интерес? То же по отношению к группе детей. Тут, конечно, сложнее, так как одногруппников много и все разные, но важно понять в целом – доминирующее настроение.

Теперь очень конкретные индикаторы, по которым выбирать.

Сегодня у специалистов по детскому развитию есть внятный инструментарий, который позволяет на основе трехчасового наблюдения точно сказать, вредно ли для детей пребывание в данной группе, просто не плохо или очень полезно. Однако у родителей в подавляющем большинстве случаев нет возможности прийти в группу надолго.

Вот чек-лист из пяти пунктов. Любой родитель, который только приводит и забирает ребенка, может его использовать:

1. Факты унижений, обвинений, стыжения, частые окрики, пренебрежительный тон

По отношению к вам, другим родителям, вашему ребенку, другим детям. Неважно. На вашего ребенка влияет общая атмосфера.

Если в группе все время стыдят или унижают Васю, а вашего Петю пока нет, это вредно всем 25 детям, которые при этом присутствуют.

Внимательно прислушивайтесь к тому, что происходит в группе, пока вы помогаете ребенку раздеваться и одеваться. Если оттуда доносится что-то вроде: «Ну, садитесь завтракать, позорники!» или «Ну, конеееечно, мальчики опять у нас грязнули!», или «Не сходить с ковра, я Вам говорю!» – такой хоккей Вам не нужен. Не годится. И нельзя позволить убедить себя чем-то вроде: их же 25, а наша НинВасильна одна; с ними иначе нельзя; ну мы ж выросли как-то, и эти сдюжат.

Сотни исследований на стыке психологии и физиологии говорят нам о том, что хронический стресс значимо тормозит развитие, в том числе познавательное (то есть, ко всему прочему, снижает пресловутую готовность к школе).

Важно услышать все эти «перлы» с позиции ребенка. Для вас, взрослого человека, это «просто мнение одной женщины». А для ребенка воспитатель – властная фигура, в распоряжении которой он находится с 8 утра до 5 вечера каждый день. Если вам какое-то высказывание просто неприятно, то ребенку скорее всего страшно. А уж, если и вы при общении с педагогом регулярно чувствуете себя «никудышной матерью/отцом», то и подавно.

2. Обратите внимание, как происходит встреча детей утром и прощание с ними вечером

Плохо, если: ребенка как будто бы не замечают. В крайнем случае здороваются с мамой, но не с ребенком; приветствуют недоброжелательно дисциплинарной фразой типа: «давай бегом, завтрак стынет». Хорошо, когда: приветствуют лично, по имени, с улыбкой. Отлично, если будет еще какая-то реплика неформального плана, например: «ой, какой милый зайчик у тебя на футболке», или «ты вчера упала, как коленка сегодня, не болит?». С прощанием аналогично.

Плохо, если: ребенку помахала мама из раздевалки и никто не заметил, что его забрали, или «проводили» коротким «м, давай». Хорошо, когда: улыбнулись, назвали по имени, сказали какое-то личное не формальное напутствие.

Так ребенок получает очень важное послание, что он значим, важен, интересен.

3. Количество свободной игры в день

Большинство взрослых пребывают в святой убежденности, что дети в детском саду только и делают, что «играют с другими детьми». Хорошо бы, конечно, но нет. Большую часть дня занимают «режимные моменты» и «занятия». Ни то, ни другое не является игрой! Свободная игра – это когда все рассыпались по комнате или детской площадке и делают, что хотят и с кем хотят. Это не безделье, а та деятельность, где формируются главные психологические «опоры» возраста: инициатива, способность выбирать, общаться, решать конфликты, вызревают игровые сюжеты. Короче, если вы привели ребенка в сад «за социализацией», как это принято нынче в родительской среде, то вот там она и происходит.

Внимание! Если свободной игры нет или ее очень мало, то и социализации нет. А есть всякая выученная беспомощность, которая вам не нужна.

Хорошо, если свободной игры у детей – от одного часа в день внутри помещения (считается суммарно за день) и еще минут 45–60 на улице. Минимум, совместимый с жизнью, – полчаса внутри и полчаса вне.
Теперь как родителю это увидеть?

Три способа:

а) посмотреть распорядок дня, который висит в раздевалке, и посчитать интервалы свободного времени;

б) прямо спросить у воспитателя. Диктую текст: «Скажите, пожалуйста, сколько времени в день дети в группе могут свободно играть?» Очень плохо, если такой вопрос вызовет агрессию, непонимание или ответ типа: «да что вы, какие игры! У нас сначала развитие речи, потом ИЗО, потом музыка, потом второй завтрак – и в раздевалку!» Хороший вариант: воспитатель улыбается и говорит с гордостью – «О, у нас есть полчаса до завтрака, потом еще минут 40 между занятиями и прогулкой, а потом еще целый час во второй половине дня после сна». Ну и масса вариантов между двумя описанными. У вас есть возможность оценить, к какому полюсу окажется ближе ваш педагог;
в) спросить у ребенка, особенно если ему уже пять и старше.

4. Внимательно посмотрите на работы (поделки), которые дети делают в группе (могут отдаваться на руки или висеть в раздевалке, но лучше, если оформляют групповое помещение)

Они должны быть разными у разных детей. Если они у всех всегда одинаковые, это значит, что дети вынуждены копировать образец педагога, а за «отход от образца» их скорее всего ругают. То есть самая хорошая работа это та, которая самая похожая. У такой педагогической убежденности есть исторические корни, сейчас не про них. Оставим на откуп специалистам. Родителям важен факт – разные или одинаковые. Может быть такое, что раз на раз не приходится. Оцените за неделю. Вас интересует большинство случаев. У ребенка должен быть выбор: что делать, чем делать, как делать и с кем делать. Если такого выбора не наблюдается, это плохо.

5. Формат праздников

Родитель минимум 4 раза в год присутствует на утренниках (НГ, 23.02; 08.03; 09.05). Праздники могут проводится в разных формах.

Плохо, если доминирующий формат – отчетный концерт. Это когда родители сидят, как в зрительном зале, а дети поют и танцуют, как на сцене.

В моменте это может выглядеть мило. Однако для большинства детей это сплошной стресс и никакой пользы. Причем стресс не только само выступление, но и многодневные репетиции перед ним: страх ошибиться, сделать хуже других, выматывающие повторения разных там куплетов и «па», нервничающие взрослые. Не надо вам этого.

Хорошо, если праздник представляет некую совместную с родителями и педагогами деятельность – общие игры, мастер-классы по изготовлению чего угодно, может, командные викторины.

Важный индикатор для родителя – есть ли на празднике общение и как у ребенка настроение – праздничное или как перед экзаменом. Праздник не должен превращаться в тяжкий труд.

5. А теперь самое интересное. Допустим худший вариант. Вы за неделю прошлись по чек-листу и поняли, что все плохо. Что делать? Легких решений тут нет, к сожалению. Узнавать про другие сады и группы внутри этого же сада.

Принимать решение о том, чтобы все же «забрать домой».

Или попробовать изменить ситуацию на месте, так как может оказаться удивительное: педагог думает, что именно так «строго, единообразно, дисциплинированно» надо как раз-таки родителям. Тут бы поговорить и прояснить позиции. Но путь это не простой.

Об авторе:
Белолуцкая Анастасия Кирилловна - ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, кандидат психологических наук

Электронная газета "Вести образования"

По теме на сайте:
- Частный детский сад, Россия




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Ольга Дашковская. Семейные детские сады: чем интересны и привлекательны?
06-10-2018
Ольга Дашковская. Семейные детские сады: чем

Важно понимать, что каждый семейный детский сад работает не сам по себе, а во взаимодействии с образовательным комплексом своего
Детские сады: строить новые или возвращать старые?
28-05-2010
Детские сады: строить новые или возвращать старые?

В четырех крупных городах России родители дошкольников провели акцию протеста
23-06-2009
В четырех крупных городах России родители

  • Календарь
  • Архив
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Июль 2020 (51)
Июнь 2020 (21)
Май 2020 (30)
Апрель 2020 (22)
Март 2020 (68)
Февраль 2020 (39)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх